Ольхонский кошмар: новый паром сломался
Новенький паром "Семен Батагаев", пущенный в эксплуатацию в мае 2017 года на переправе МРС-Ольхон, сломался.
В самый разгар туристического сезона, ситуация на переправе на остров Ольхон вернулась в мрачные времена предыдущих годов. Очередь растянулась уже на двое суток.
При этом на переправе, несмотря на все оптимистичные рассказы властей про "развитие туризма", до сих пор нет никакой инфраструктуры. На материковой стороне переправы есть хотя бы один туалет типа "сортир", на островной части нет и этого достижения цивилизации. Также закрыт уже построенный в 2016 году вокзал на материковой части. Нет нормальных кафе, чем активно пользуются местные жители, предлагающие на выбор малосьедобные блюда в совершенно антисанитарной забегаловке. Мусор и отходы сваливаются тут же, что привлекает полчища мух. Роспотребнадзор в эти края даже на заглядывает.
Переправа на Ольхон всегда была той частью путешествия, которая способна испортить любой отдых. В паром "Дорожник" помещается максимум 12 легковых автомобилей, в "Ольхонские ворота" - 18. При этом "Дорожник" перевозит исключительно местных жителей и, по коррупционному соглашению с паромщиками, частные маршрутки. Соответственно, при отсутствии третьего парома, в сутки через переправу может переместиться максимум 120-140 частных автомобилей. Очередь, между тем, идет на сотни.
Отметим, что каждый "дикий" перевозчик зарабатывает за летний сезон около миллиона рублей, совершая, вопреки всякой технике безопасности, за сутки полный рейс Иркутск-Хужир-Иркутск. Само собой, столь досадное препятствие, как очередь на паром, способно помешать такому прибыльному бизнесу. Такая ситуация порождает регулярные конфликты, из-за чего на переправе постоянно дежурит два наряда полиции. Отвлекаемые, соответственно, тем самым от более важных дел.
Кардинальную модернизацию переправы начал в 2014 году экс-губернатор Сергей Ерощенко. Однако в 2016 году все работы были по неизвестной причине заморожены. Недостроен вокзал со всей инфорастрктурой, новый причал, отсутствуют минимальные удобства.
Переправа на Ольхон юридически является элементом автомобильной трассы, и принадлежит Иркутской области - вернее, Дирекции автодорог Иркутской области. Сама дирекция занимается исключительно управлением и распределением денежных потоков, а ответственность за содержание дорог передано вполне частной организации - "Дорожной службе Иркутской области" (ОАО ДСИО).
Однако своих паромов у ДСИО нет, поэтому Дирекция автодорог находится в сложных взаимоотношениях с другой частной организацией - Восточно-Сибирским речным пароходством (ВСРП), принадлежащей структурам бывшего губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко. Сама переправа бесплатная, так как она - элемент автодороги. Соответственно, все расходы на переправу оплачиваются из бюджета Иркутской области. Учитывая, что конечным получателем бюджетных средств являются частные организации, нетрудно догадаться, что шкурные интересы в данном вопросе всегда берут верх над общественными. Естественно, что конечный исполнитель (то есть ДСИО и ВСРП) стремятся максимально снизить затраты, и при этом получить максимум из бюджета.
Учитывая, что доходы ни ДСИО, ни ВСРП никак не зависят от потока туристов, понятно, что в улучшении переправы они мало заинтересованы.
Власти категорически отказываются решать проблему переправы на Ольхон. В частности, ничто не мешает ввести оплату за въезд на остров, что в корне изменило бы ситуацию и позволило бы из получаемых доходов строить новые паромы. Ничто не мешает использовать более вместительные паромы. К примеру, строительство сломавшегося парома "Семен Батагаев" обошлось бюджету в 252 миллиона рублей. Между тем, новый самоходный плашкоут-паром проекта 5101 на базе танкодесантной баржи имеет вместимость 150 (!) автомобилей, заводская цена в максимальной комплектации 30 миллионов рублей. Производится в России.
Однако для этого нужны политическая воля, умение управлять и искреннее желание на деле, а не на словах, развивать туризм на Байкале. Ничего этого, судя по всему, в правительстве региона нет.