Блогнот. О программе переселения в Братске
"История строительства Братской ГЭС изобилует ситуциями, когда ей грозили крупные неприятности, вплоть до самой крайней - быть ли ей вообще". Это первые строчки из очерка главного технолога комбината Братскжелезобетон (КБЖБ) Михаила Собенникова, опубликованного в сборнике "Мы - братчане!", который в 1982 году выпустил Геннадий Михасенко.
"Сейчас вспоминать об этом интересно и даже весело, - писал тогда знаменитый братский изобретатель и рационализатор Михаил Собенников, - но в то время было не до веселья - все братчане вставали "под ружье", лишь бы выправить положение".
Что тогда произошло? Почему строительство Братской ГЭС оказалось на грани срыва? Вот еще одна цитата из очерка Михаила Собенникова: "Шла вторая половина 1957 года. Близилось окончание строительства ЛЭП-220 Иркутск-Братск, от которой зависели сроки начала работ в котловане гидростанции, а по существу, судьба самой ГЭС. Вроде все шло нормально, руководство Братскгэсстроя, главк, министерство - все мыслимые инстанции неусыпно следили за делами на ЛЭП. И вдруг - ЧП! Вот-вот дадут уже ток, но оказалось, что нет нескольких опор..."
Что было потом, как весь Братск переживал, как сутками не спали инженеры и искали выход из чрезвычайной ситуации, которая поставила на грань срыва сроки строительства, сегодня рассказывают первостроители Братска.
Прошло очень много лет. Была построена легенда - Братская ГЭС, в тайге за считанные десятилетия в тайге вырос крупный промышленный город. Теперь уже мало кто вспоминает, о том, что Ивану Ивановичу Наймушину грозили увольнениями, наказаниями. И как говорили тогда сами братчане, "Наймушина сто раз должны были посадить и изгнать из партии за все нарушения, на которые он вынужден был идти ради конечной цели - чтобы Братская ГЭС и город были построены". Иван Иванович Наймушин не боялся рисковать и не боялся быть ответственным.
Президентский Указ N600, который стал началом гигантской строительной площадки в России по программе переселения из аварийного жилья, для Братска - большое испытание. У нас самый большой объем аварийного жилья по сравнению со всем Приангарьем. Строительство жилья в городе не велось несколько десятилетий, за это время строительная индустрия в северном городе пришла в упадок. КБЖБ и кирпичный завол долгие годы работали вполсилы. Сегодня они загружены на 100%.
Программа идет трудно, но свет в конце тоннеля уже есть. В Братске работают строительные краны, а профессия строителя становится востребованной.
Пройдут годы и десятилетия, и наверное немногие потом будут вспоминать, какими трудами выполнялся президентский Указ. Да это и не важно. Важно, что братчане будут жить в новых квартирах, которые придут на смену их деревянным баракам, построенным в эпоху пяти всесоюзных ударных комсомольских строек, которые начались в Братске в середине прошлого века.