Нам пишут. Почему то, что происходит в Иркутском музыкальном театре – это плохо
Когда я пришла в театр, его служащие в один голос твердили, что театр – особенное место, и чтобы прижиться в нем, надо его понять. Мне понадобилось время, чтобы театр понять, принять и полюбить. Но полюбивши единожды, разлюбить театр невозможно. Есть в нем что-то такое... У меня не хватит слов, чтобы это объяснить. И конечно, в каждом театре своя неповторимая атмосфера. Это какая-то особая энергетика, замешанная на истории, здании, байках и небылицах, директорах, режиссерах, спектаклях, актерах и зрителях, прошлом и настоящем.
Так вот, атмосфера Иркутского музыкального театра в настоящее время рушится. Уходят люди (себя я не имею в виду), которые отдали театру всю свою профессиональную жизнь. И руководству не только не интересно, почему это происходит, а и выгодно это, потому что эти сотрудники имеют другой взгляд на происходящие в театре вещи. Хотя другой взгляд имеют практически все. Просто есть лидеры мнений.
В принципе, люди увольняются всегда, и это нормально для любой организации. Но важно понимать, что за этим стоит и к чему это приведет в конечном итоге. И расхожая поговорка «незаменимых людей нет» для театральной жизни непригодна. Здесь и актёры, и сотрудники цехов – «штучный товар». Они не только обладают набором компетенций, которым нигде не учат, а получают только опытным путем, но и работают за очень скромную зарплату. И если кто не знает, в театре для творческих цехов нет понятия «нормированный рабочий день». То есть это люди до невозможности лояльные к своему театру, влюбленные в него. Театр для многих из них – это жизнь, без преувеличения.
Между тем, политика увольнения несогласных, которую взяло на вооружение руководство театра, ничего не решает. Внутренний конфликт в коллективе продолжает нарастать, рушатся многолетние человеческие связи, у людей нет уверенности в завтрашнем дне. Атмосфера открытости, доверия, надежности и любви уходит. Хотите верьте, хотите нет, но Иркутский музыкальный театр – действительно большая семья с 75-летней историей. И отношения между людьми, и личные, и профессиональные, здесь строятся соответственно. Другой климат рано или поздно скажется и на конечном театральном продукте, спектакле. И постоянные зрители театра это неизбежно почувствуют. Если уже не почувствовали. Это же энергетика, она перемещается на других скоростях.
Театр – это ведь не успех одного человека, и не история одного бизнеса. Во-первых, это дело большого количества людей, а во-вторых, и это главное, – это история города и горожан, это история области. Люди уходят и приходят, а театр остается. И поэтому на руководителе театра лежит огромная ответственность за свою эпоху правления.
В год 75-летия театра мы подводили итоги, чем ознаменовались для театра периоды правления его директоров. Каким останется в истории города и театра настоящее время?
Александра Трифонова, начальник отдела по организации зрителей и развитию Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского с 2013 по 2017 год
Фото: Денис Куренков
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!