«Обиды на государство нет»: откровенные признания наемников в Сирии
Россия ведет войну в Сирии уже два года. И все это время тема наемников, воюющих за Москву, была строго табуирована: об этом не было принято говорить в прокремлевских СМИ, а сам Кремль вообще отрицал факт того, что в Сирию отправляются сотни и тысячи россиян-добровольцев, многие из которых возвращаются на родину либо в качестве груза-200, либо вообще не возвращаются.
Частные военные компании, самая крупная из которых это группа «Вагнер», существуют на полулегальном положении. На официальном уровне о них никто не говорит. Тема табуирована.
И вот совершенно неожиданно 25 октября провластная «Комсомольская правда» публикует большой материал, посвященный частным военным компаниям - с комментариями и откровенными признаниями самих солдат. Разумеется, на условиях анонимности.
По словам наемников, они прекрасно осознают секретность своего нахождения в Сирии: Минобороны не признает и не комментирует их смерти. Официально их не существует: «Никаких торжественных похорон с гробами, обтянутыми национальными флагами, никаких почетных караулов, никаких передовиц в центральных газетах». В случае, если они попадут в плен, как это случилось с Романом Заболотным и Григорием Цурканом, государство их вызволять не будет.
Один из наемников заявил «Комсомольской правде», что в их работе не может быть никаких морально-этических терзаний: «Мы же прекрасно понимаем, на что идем, подписывая контракт».
«У нас сейчас нет никакой обиды на государство. Есть определенные условия, на которые ты соглашаешься, идя в ЧВК. Если тебя возьмут в плен, государство скажет, что оно ни при чем. Если тебя убьют, твое тело, скорее всего, не будут транспортировать на Родину. Зато твоя семья получит от одного до четырех миллионов рублей», - рассказывает наемник.
Россияне едут воевать в Сирию не из-за патриотизма. Кто-то преследует цель заработать денег, кто-то просто ничего больше не умеет и не хочет учиться. Помимо прочего, в условиях тотальной нищеты и безнадеги в родной стране, для многих россиян это хороший социальный лифт.
Один наемник рассказал КП, что его ставка - 220 тысяч рублей в месяц, но иногда месячное жалование может доходить и до 300 тысяч. «Многие приезжают просто, чтобы разобраться со своей жилищной проблемой. Им хватает одной командировки. Хорошая работа, но могут и убить», - говорит боец.
Возникает вопрос - откуда у ЧВК такие суммы, чтобы платить наемникам до 300 тысяч в месяц? И здесь есть ответ - ищите рядом руку Кремля.
БАБР ранее уже писал, что ЧВК «Вагнер» лично связана с президентом Владимиром Путиным. Около года назад глава государства на одном из приемов в Кремле с удовольствием позировал для фото с руководством ЧВК. При этом один из руководителей компании, с которым фотографировался Путин - командир Дмитрий Уткин - в 2008 году был осужден за похищение человека.
«Вагнер» на территории Сирии действует в интересах России. Более того, как мы уже рассказывали, наемники ЧВК принимали участие в разоружении украинских частей в Крыму в 2014 году, а также воевали на стороне донбасских сепаратистов. Поэтому очевидно, что полулегальное существование «Вагнера» стало возможным только благодаря участию властей. Российские СМИ не раз писали о том, что ЧВК курирует Минобороны.
ЧВК постепенно выходят из тени. О наемниках все больше пишут в прессе. Но признает ли Кремль свою причастность к таким компаниям? Большой вопрос.