Хозяин платиновых гор
Иркутянин Олег Глазунов знает, где лежат тысячи тонн золота и платины, урана и серебра. Ему известны "ключики" ко многим подземным сокровищницам. Нет, он не магнат, он геолог. В поисках золота и платины профессор обошел, пожалуй, полмира.
Он забирался на Восточные Саяны и Гималаи, покорил Алтай, объездил Байкал, побывал на Урале и оставил свой след в Альпах. А еще наш земляк профессор Олег Глазунов - один из представителей сибирской школы геохимиков. Геохимия - это наука, которая изучает глубинное происхождение рудных металлов (платина, никель, титан и т.д.). Кроме того, Глазунов построил геохимические модели верхней мантии Земли, а также показал ее эволюцию во времени.
Хотя вместо привычного молотка в руках профессора Глазунова мог очутиться скальпель. Изначально ему прочили быть хирургом. "Мой отец, Михаил Павлович, был известным хирургом в Томске, - вспоминает Олег Михайлович. - Отец мечтал, чтобы я продолжил его дело. Но меня больше тянуло на путешествия. Нравился риск профессии".
"Последний день"
- Есть у геологов такое понятие - "последний день". Это не просто день календаря, скорее, что-то вроде профессионального суеверия, - говорит профессор Глазунов. - По поверьям, и так оно и выходит на практике, именно в этот день с геологами может случиться какое-нибудь несчастье. И вот однажды в такой "последний день" на Лысанском месторождении титана в Восточных Саянах меня чуть не убило. Во время разведки меня накрыло каменной лавиной. То, что я остался в живых, - настоящее чудо! Как раз в то время к карьеру подошли десять рабочих из нашей экспедиции с лопатами. Они видели, как я "тонул" в каменном потоке, и в считанные секунды извлекли меня из-под завала и на носилках спустили в лагерь. Фельдшер по рации вызвала санитарный рейс. Потом полет в Красноярск, операция, лечение, годовая инвалидность... И снова экспедиции, маршруты...
Бывают у геологов совсем "черные" экспедиции, когда на глазах умирают близкие и родные люди. Шел 1993 год. ООН организовывает экспедицию для изучения жизни малочисленных народов на Чукотку. В течение шести месяцев группа ученых из разных стран мира, куда вошли Олег Глазунов и его сын, тоже геолог, продвигается от Оби до Берингова пролива. Олегу Михайловичу было поручено составить экологическую карту. "ООН тогда выступала за сохранение коренных народов. Организации было очень важно знать о тех условиях, в которых живут народы Севера. Я должен был вычислить опасные участки для жизни людей, - говорит ученый. - На Чукотке в свое время добывали уран. О последствиях, конечно, никто не думал". Экспедиция казалась весьма удачной, но последний день все перечеркнул. От перегрузки разбился вертолет, в котором погибли восемь человек. Среди них оказался и сын Глазунова... В память о сыне Олег Михайлович написал книгу "По маршрутам двух экспедиций". Вскоре она должна выйти в свет.
И все-таки экспедиции оставляют и приятные воспоминания. В 1986 году доктора Глазунова пригласили в Южную Индию читать лекции студентам и поучаствовать в полевых работах. Здесь он встретился со Святославом Рерихом, сыном известного всему миру художника Николая Рериха.
- Мне невероятно повезло, - говорит профессор. - Святослав Николаевич продолжил дело своего отца: он рисовал картины. Это был очень светлый человек. Мы с ним много общались. Святослав Николаевич все расспрашивал меня о России. В то время СССР был закрытой страной и информации практически никакой не было.
До сих пор ходят слухи, будто Рерихи отвергли православие и стали буддистами. Но, по словам Олега Михайловича, несмотря на то, что Святослав Рерих прожил в Индии больше двадцати лет, он сохранил русские корни. "Вся переписка между Рерихами была только на русском языке. И потом, у Святослава Николаевича в офисе на столе стояла икона Серафима Саровского. Так что все разговоры не имеют под собой почвы". Кстати, Святослав Рерих, по словам профессора, хотел приехать на Байкал. Но дела помешали ему увидеть одно из чудес света.
Драгоценные россыпи
За все время работы Олег Михайлович открыл несколько месторождений полезных ископаемых. Но главными считает Лысанское месторождение титана и Кингашское месторождение платины и никеля. Оба находятся в Красноярском крае. Когда Глазунов начинает говорить об открытии, его глаза начинают буквально светиться от счастья.
"Чтобы быть геологом, надо иметь крепкие нервы и стальное сердце, - признается профессор. - Лысанское месторождение - это отличное качество руды, но с 1975 года, когда было сделано открытие, никто не осваивал его. Обидно, что нашими трудами никто не пользуется".
С особой любовью в голосе Олег Михайлович рассказывает о Кингашском месторождении платины и никеля. По оценкам ученого, здесь находится порядка 100 тыс. тонн платины, более 1 млрд тонн никеля. Кингашское месторождение называют одним из крупных в России по залежам. Причем месторождение, по словам Глазунова, доходит и до нашей области.
В Приангарье, считает ученый, тоже можно добывать платину. Ее залежи находятся в Нижнеудинском районе. "До революции недалеко от поселка Покровский здесь добывали золото и платину, - говорит профессор. - Причем платину - пудами, она-то и пополняла царскую казну. Потом про это месторождение забыли. Но сейчас здесь возобновятся геологоразведочные работы. Кстати, под залежами золота на Сухом Логе может быть платина. Только до нее надо докопаться".
В следующем году, благодаря усилиям профессора Глазунова, начнется освоение геологической провинции от Байкала до Канска. И быть может, здесь окажется очередной Клондайк, как тот, что есть в Бодайбо.
Справка "АиФ ВС"
Глазунов Олег Михайлович, профессор, доктор геолого-минералогических наук Института геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН. Заслуженный деятель науки РФ. Ему принадлежит открытие уникальных залежей титана в Восточных Саянах и Кингашского месторождения никеля и платины в Красноярском крае.