«Пила-8». Разрежь меня нежно
Философ-убийца по прозвищу Конструктор (Тобин Белл) уже несколько серий как мертв. Тем не менее и в восьмой части одного из самых знаковых киносериалов текущего века мертвый маньяк руководит непрерывающимся с 2004-го года кровавым гиньолем. Фильмы из серии «Пила» обходятся, однако, без мистики (но не без абсурда, что вряд ли планировалось создателями): нам, в числе многого прочего, на протяжении уже многих частей предлагают уверовать в то, что Конструктор выбрал конкретных жертв и записал предназначенных для них видеопоучений чуть не на четверть века вперед. И покамест в очередном лабиринте смерти мечутся очередные чем-то провинившиеся двуногие, «не-умеющие-ценить-ни-свою-ни-чужие-жизни», зрителю, не позабывшему семь предыдущих частей, все больше зевается.
Тут можно было б дополнительно разжевать, что к восьмому тому маньяческой эпопеи «Пила» окончательно потеряла свой смысл, но это надо было говорить гораздо, гораздо раньше (да и говорили, правда без особого толку: пипл-то эту шнягу все одно неустанно хавал).
Самый первый «пильный» фильм безусловно стал вехой жанра. Потом, понятно, франшиза покатилась вниз по наклонной, но профицит от столь малозатратного кинишка все одно выходил о-го-го. Конечно, смешно было наблюдать, как сценаристы тщились писать последовательную историю и при этом всякий раз считали, что они разрабатывают ее финал («самой последней частью» должна была стать еще третья). По сей день презабавно видеть, как в моменты, показанные в прошлые разы, задним числом добавляется двойное и тройное дно. И вконец невозможно закрывать глаза на феноменальную продуманность всех маньяческих действий и безвариантную подчиненность таковым всех многочисленных жертв.
В «Пиле-8» опять реки натянутостей и горы тупых поступков. Но когда начинаются изуверства, невольно забываешь обо всех этих огрехах: главное достижение сериала (двусмысленное, конечно) – в том, что натурализм в показе насилия тут доходит до неимоверных высот. «Цветы зла», распускающиеся в «Пиле», равно ужасают и увлекают циника и гуманиста, зрителя впечатлительного и бывалого.
В случае кассового успеха «Пилы-8» франшиза наверняка продолжится и в грядущем десятилетии. Что тут сказать, дай бог (или уж скорее черт!) здоровья Тобину Беллу (нынче ему 75). Представить «Пилу» без данного деда уж и немыслимо.