Реформы мешают областным властям
Вчера в Иркутске заместитель губернатора Иркутской области по лесному хозяйству и лесоперерабатывающей промышленности Георгий Трифонов сообщил об итогах работы лесного комплекса региона за последние пять месяцев. Как результат работы лесных ведомств области господин Трифонов представил проекты строительства обрабатывающих заводов.
При этом он заметил, что к концу 2004 года будут запущены новые мощности, обрабатывающие около 400 тыс. кубометров древесины. Впрочем, к увеличению объемов заготовок может быть не готова железная дорога. Кроме того, Георгий Трифонов сообщил, что область подготовила свои варианты поправок к новому Лесному кодексу — регион предложил федеральным властям делегировать часть полномочий по распределению лесных ресурсов «на районный и муниципальный уровни». Независимые эксперты инвестиционные начинания областных властей расценивают как реальные, однако отмечают неготовность российского законодательства к привлечению инвестиций.
Георгий Трифонов сообщил о том, что обладминистрация разработала пакет инвестпроектов в лесной промышленности — от лесозаготовки до обработки древесины. К примеру, заметил господин Трифонов, есть проект строительства в Усть-Кутском районе химико-перерабатывающего завода для обработки древесины низкого качества. Размер необходимых инвестиций — $1 млрд, вице-губернатор пояснил, что завод по переработке низкокачественной древесины в Усть-Кутском районе очень нужен, поскольку там достаточно сырья. Перевозить древесину для переработки в Братский и Усть-Илимский районы на существующие ЛПК не выгодно из-за транспортных расходов. Сотрудники института «Сибгипробум» по заказу обладминистрации уже посетили район и выбрали площадку около 2,5 тыс. га на расстоянии 30 км от Усть-Кута. Планируется, что предприятие будет в год выпускать около 4 млн кубометров пиломатериалов, 450 тыс. т. термомеханической массы и 600 тыс. т. целлюлозы. По словам Георгия Трифонова, интерес к строительству проявили две компании: «одна из ведущих китайских компаний… и российская», уточнить их названия вице-губернатор отказался. Кроме того, по словам вице-губернатора, в Усть-Кутском районе на других площадках уже начали работать еще две российские корпорации — «Сибирский лес» и компания, аффилированная «Евраз-Холдингу».
Георгий Трифонов сообщил, что представители малазийской компании Rimbunan Hijau International (RHI) осенью 2004 года встретились с губернатором области Борисом Говориным и обсудили вопросы инвестирования в строительство деревоперерабатывающего завода в Усть-Кутском районе. «Они (малайцы — Ъ) трансформировали идею о сотрудничестве, но губернатор выдержал вектор», — заметил господин Трифонов. Предполагаемые инвесторы согласились, что должна быть обязательная переработка более 80% заготовленной древесины. Как подчеркнул вице-губернатор, лесные ресурсы Приангарья сосредоточены в основном в северных регионах, и их нужно перерабатывать, чтобы не было перестоя леса. Завод, который намерены строить малайцы, будет перерабатывать более 1 млн кубометров сырья в год. Однако для того, чтобы осваивать северные леса, нужно построить дорогу длиной примерно 400 км. Для этого будут использованы общие средства: лесного и нефтяного бизнеса, а также помощь областных властей, чтобы можно было пользоваться дорогой при северном завозе. Впрочем, Георгий Трифонов уточнил, что все это находится на уровне намерений, и соглашений еще нет. Эксперт российской ассоциации «Бумпром» Сергей Ветчинин желание областных властей привлекать столь крупные инвестиции в лесную промышленность региона прокомментировал так: «Нет ничего невозможного», — однако заметил, что государство не создало благоприятных условий для привлечения инвестиций. Как заметил господин Ветчинин, внутренний рынок деревообрабатывающей промышленности в России узок, поэтому большинство продукции перерабатывающих предприятий направлено на экспорт. Однако и здесь, по мнению Сергея Ветчинина, не все благополучно, поскольку «только у нас есть экспортные пошлины, нигде в мире этого нет». «К тому же, — добавил эксперт, — в России круглый лес экспортировать гораздо выгоднее, чем продукты деревообработки».
Вице-губернатор рассказал об уже построенных заводах в области: в Тайшете, Усолье-Сибирском, в Шелехово и двух предприятиях в Иркутске. Так, по словам господина Трифонова, к концу 2004 года с помощью запуска новых мощностей объемы обработки лесного сырья увеличатся на 400 тыс. кубометров. Для сравнения Георгий Трифонов привел цифры: за период с января по август 2003 года было выпущено 1,06 млн кубометров, а за тот же период нынешнего года объем составил 1,07 млн. «С учетом ввода новых мощностей показатели увеличатся на 10-15%», — заметил господин Трифонов. Однако есть и помехи на пути развития лесного комплекса региона — в частности, проблемы с вывозом продукции. Как сообщил Георгий Трифонов, сейчас готовится трехстороннее соглашение между лесопромышленными компаниями, областными властями и железной дорогой, которое могло бы улучшить ситуацию с перевозкой леса. Союз лесопромышленников Иркутской области в соглашении предусмотрел возможность участия лесников в распределении подвижного состава дороги, однако железнодорожники расценили этот пункт как вмешательство в экономическую деятельность компании. Как признал вице-губернатор, из-за несовпадения взглядов сторон соглашение зависло.
Еще одной помехой в развитии лесопромышленного комплекса Приангарья, по мнению Георгия Трифонова, стало то, что областные изменения в отрасли совпали с реформированием лесного законодательства. Для того чтобы отстоять свои интересы, региональные власти направили свои поправки к новому Лесному кодексу — всего 12 пунктов. Так, областные власти намерены настаивать на делегировании полномочий по распределению лесных ресурсов на районный и муниципальный уровни. «Иначе за кубометром дров нужно будет куда-то бежать…» — прокомментировал необходимость региональных поправок господин Трифонов. Об остальных предложениях Георгий Трифонов умолчал, сославшись на то, что они касаются «профессиональной специфики».
Первый заместитель председателя комитета по природным ресурсам госдумы РФ Александр Беляков намерения региональных властей забрать себе часть полномочий расценивает как вполне реальные. «Лес — федеральная собственность», — сказал господин Беляков, однако добавил, что управлять им должны регионы. Впрочем, как заметил депутат госдумы, передавать управление лесными ресурсами муниципалитетам нельзя, поскольку 80% коррупции — на местном уровне. По мнению эксперта, федеральные власти должны заниматься стратегическим развитием лесного комплекса, муниципалитеты — управлять, а на региональном уровне должна контролироваться деятельность муниципалитетов.