Прибайкалье — сырьевой придаток … Монголии?
Из последних экономических сообщений, связанных с развитием экономического сотрудничества Прибайкалья с Монголией, вдруг стала вырисовываться весьма неприглядная картина. Судя по проектам и интересам монгольских предпринимателей, видно, что они рассчитывают освоить Прибайкалье как собственный сырьевой придаток.
Например, недавно в Улан-Баторе состоялась встреча делегации Законодательного собрания Иркутской области с руководством Национальной торгово-промышленной палаты Монголии. После произнесения президентом НТПП Монголии Баатаржавом Лхагважавом положенных по этому случаю официальных речей, стали обсуждаться конкретные проекты экономического сотрудничества.
Среди них было предложение монгольской стороны построить в Иркутской области завод по сжижению газа, продукция которого будет поставляться в Монголию, поскольку там автомобильный транспорт, в частности, общественный, переводится на газ.
Конечно, можно радоваться приходу инвестиций, особенно с точки зрения старинного подхода «деньги не пахнут», но все же это уже позор. Это не мы построили газоперерабатывающий завод и предложили монголам покупать его продукцию, а наоборот — это монголы нацелились на эксплуатацию месторождений газа для своих нужд.
По-моему, ниже падать уже некуда. Если уж нищая Монголия планирует, как ей распорядиться прибайкальскими богатствами, то это, пожалуй, предел деградации. Дальше останется только разбежаться, как уже делают жители приграничных районов Забайкальского края.
В последние годы много говорилось о китайской экспансии, о том, что китайские компании все скупят, что Россия и сибирские регионы в частности, станут сырьевым придатком Китая.
Однако же, с точки зрения новейших событий придется сказать: стать сырьевым придатком большой и экономически могущественной страны, такой как Китай, - это почести, которые еще надо заслужить.
Но, по всей видимости, таких почестей Прибайкалье не заслужило, и для китайских компаний выраженного интереса не представляет. Экономика Иркутской области с ее ВВП в 17,8 млрд. долларов (по данным 2015 года) — это в Китае масштаб провинциальный или городской. Примерно такой же ВВП у городов Ухань и Гуанчжоу (16 и 18,6 млрд. долларов соответственно). Для крупных китайских компаний работать в Иркутской области, да и вообще в Прибайкалье — это значит спуститься со всекитайского уровня до уровня одного, отдельного взятого китайского города, пусть даже и крупного.
Что китайцам — не очень, для монголов в самый раз. Вырученные от продажи монгольского угля в Китай деньги можно выгодно вложить в газовый завод в Приангарье, а потом сбывать произведенный там сжиженный газ и в Монголии, и в Китае, да и в самом Приангарье (но совсем чуть-чуть). За деньги монголы купят китайское оборудование, пригласят китайские компании для строительства и монтажа оборудования, китайских же специалистов или своих, но обученных в Китае. И будут монголы качать и перерабатывать природный газ Приангарья, извлекая из этого значимую для себя прибыль.
По похожей схеме, видимо, будет развиваться сотрудничество и с другими приграничными регионами России.
Вот, к примеру, в августе 2017 года появились публикации о планах Монголии построить железную дорогу в Туву. Великая железнодорожная держава так и не смогла преодолеть Саянский хребет и привести железную дорогу в Туву, а вот Монголия с этой задачей может справиться, благо с монгольской стороны условия получше. Вскоре после этого таможня в Туве получила разрешение на декларирование экспортного леса, чего раньше не делалось. Трудно предположить, что это всего лишь совпадение.
Монгольские деревообрабатывающие компании тут же засучили рукава ввиду скорых перспектив рубки тувинского леса. Лес этот с запасами около миллиарда кубометров, почти не рубился, поскольку вывозить его из Тувы было невыгодно. Конечно, для монголов выпластать лес в Туве — это просто мечта и хороший заработок, в том числе за счет реэкспорта продукции переработки древесины в Китай или другие страны. Напрасно глава Тувы Шолбан Кара-оол ждет, что монголы принесут в Туву современные перерабатывающие комплексы. Так денег не заработать, да и зачем платить налоги с дорогостоящей продукции конечной переработки в России, когда это можно сделать в Монголии.
Думается, что если еще посмотреть на монгольские проекты экономического сотрудничества, то почти во всех из них будет ощущаться привкус монгольской экономической колонизации Прибайкалья, а возможно также и более отдаленных сибирских регионов.
Ничего личного — только бизнес. Так сказать, гримасы капитализма, как говорили в советские времена. Если в Прибайкалье и Забайкалье такое руководство и население, что сидит на золоте и при этом нищее, если оно не может использовать своих богатств, то почему бы этими богатствами не попользоваться соседям, тем же монголам, например? Для Монголии такой подход к экономическому сотрудничеству с северным соседом потенциально может решить если не все, то по крайней мере значительную часть экономических проблем.
Фото: vom.mn
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!