И Бертолуччи создал Еву Грин…
15 лет назад вышли знаменитые «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи – не просто очень откровенный молодежный фильм про полюбовников-синефилов, но доподлинный гимн киномании и эротомании. Ну а чуть ли не самое важное достижение картины – в том, что именно с ее помощью мир впервые познакомился с несказанно прекрасной француженкой Евой Грин.
В канун майских-событий-шестьдесят-восьмого в Париж приезжает слащавый пухлый блондин Мэтью (Майкл Питт), американец двадцати лет от роду. Поскольку Ди Каприо еще не скоро войдет в моду, юношу до поры никто не замечает. Так на Мэтью выходят два других изгоя – Тео (Луи Гаррель) и Изабель (Ева Грин), брат и сестра, ущербные хищники плюс сексуальные маньяки едва ли не десадовских масштабов.
Мэтью обожал кино, но сию страсть всерьез потеснила в его сердце чувственная зависимость от обескураживающей парочки означенных французских близнецов, существ столь же обаятельных, сколь аморальных. Свет еще не видывал таких дерзновенных двойняшек.
«Мечтатели» – идеальный фильм для будущего киномана, того, кто «еще только учится». Счастливы те, кто впервые посмотрел «Мечтателей» именно в двадцать: за кинематографические вкусы таких зрителей можно особо не беспокоиться, а уж всякую склонность к ханжеству этот фильм способен вытравить на десять лет вперед. Те, кто подобно герою книги Теодора Рошака «Киномания» (да и многим, чего уж там, из нас), изначально интересуется авторским кино как возможностью увидеть первосортную эстетическую «клубничку», «Мечтателями» должны удовлетвориться прямо-таки досыта.
Да, это фильм о сексе, об извращенном сексе, фильм, в котором много сцен извращенного секса. Это, однако, низкий пласт картины, он на поверхности, он «для всех» – и, разумеется, данный пласт решительно во всем уступает высшему месседжу фильма: лента на самом деле не о развратниках, но именно о мечтателях. Это лента о подлинно романтической любви – как к кино (синефилия), так и к человеку (собственно любовь).
Достаточно один раз увидеть, как Ева Грин полностью перевоплощается в Венеру Милосскую, или проникнуться самой гениальной в истории сценой с попыткой группового самоубийства – и, кажется, уже не получится не захотеть копнуть глубже. То есть узнать, откуда все эти черно-белые кадры, рассыпанные в «Мечтателях» щедрой рукой волшебника-коллажиста, имя коему – Бернардо Бертолуччи.