Как министр Илья Сумароков работает на экономику Китая
Началась посевная кампания, и вот уже пошли многочисленные репортажи на сквозную тему о наполнении закромов родины. Итак, в Иркутской области посевная кампания в самом разгаре, подготовлено 436,6 тысяч гектаров посевов, как заявил министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков.
В посевной достигнуты большие успехи, яровой сев увеличился на 24,5 тысяч гектаров (12% от общероссийского увеличения посевной площади). Министр сельского хозяйства рассказывает, чем засеют новые площади: «Из этих 24,5 тыс. га на 11 тыс. га увеличиваем площади под зерновые культуры, на 10–11 тыс. — под кормовые культуры. Значительно увеличиваем площадь под масленичные культуры, в частности рапс — с 13 до 20 тыс. га. Надеемся, что порядка 26–30 тонн семян рапса мы в этом году получим, и у нас появится возможность экспортировать их в Монголию и в Китай» (в цитате нужно читать 26-30 тысяч тонн семян).
А вот в этом месте подробнее. Почему экспорт рапса в Монголию и Китай? Разве в Иркутской области такой избыток этой культуры, чтобы продавать ее за рубеж?
Судя по тексту «Программы «Производство и переработка рапса в Иркутской области на 2016-2021 годы» (на титуле документа стоит фамилия и должность самого Сумарокова), составленной в 2016 году, в области как раз есть серьезная проблема с кормами для животноводства. И для ее решения предлагалось вводить рапс, который используется на корм и в качестве зеленой массы, и в качестве жмыха (отхода от отжима масла из семян), а также дает ценное рапсовое масло. Цели этой программы состояли в содействии развитию животноводства путем укрепления его кормовой базы. На все это предложено выделить до 2021 года 3,5 млрд. рублей, в том числе из бюджета Иркутской области более чем 2 млрд. рублей.
В программе указано в качестве целевого индикатора на 2020 год сбор 90 тысяч тонн семян рапса. Чтобы собрать такой урожай, надо засеять 45 тысяч гектаров при средней урожайности рапса по Иркутской области в 20 ц/га. В этом году будет засеяно примерно 40% от площади, запланированной на 2020 год.
Казалось бы, надо бы сначала дождаться выполнения программы и удовлетворения собственных потребностей, а потом думать об экспорте.
Но министр сельского хозяйства, видно, столь активно радеющий за развитие сельского хозяйства, что не помнит содержания программы двухлетней давности, уже нацелился на экспорт.
И не только экспорт одного рапса. В марте 2018 года Сумароков заявил об экспорте в Китай также и пшеницы из Иркутской области. На пресс-конференции в «Интерфакс-Сибирь» 16 марта 2018 года министр поведал общественности, что в Иркутской области производится порядка 500 тысяч тонн зерна, из которых 150 тысяч тонн – продовольственное зерно. Из этих 150 тысяч тонн порядка 110 тысяч тонн можно вывозить в Китай, ибо это зерно все равно расходуется на корм скоту. И вообще, сказал тогда Сумароков, что в области надо увеличить сбор зерна до 1 млн. тонн к 2021 году и распахать еще 105 тысяч гектаров заброшенных земель.
Китай пока не разрешает ввозить зерно из Иркутской области, поскольку область не внесена в соответствующее разрешение Главного государственного управления КНР по контролю качества, инспекции и карантину, но Сумароков обещает этот вопрос разрешить.
Ну что тут сказать? Какой замечательный в Иркутской области министр сельского хозяйства! Как он радеет за наполнение закромов родины! Только какой именно родины? Судя по его устремлению усиливать вывоз зерна и рапса в Китай, «закрома родины» - китайские! К черту собственное животноводство, к черту свое молоко и мясо (хотя именно этим и обосновывалась программа увеличения выращивания рапса в области) – надо фуражное зерно и рапс везти в Китай. Там ведь такие большие потребности, туда продавать выгоднее и все такое.
Будем надеяться на то, что правительство Китая не оставит усилия иркутского министра Сумарокова без внимания и наградит его какой-нибудь медалью за инициативу и столь активную заботу о наполнении китайских закромов. И ни в коем случае нельзя снимать его с поста в ближайшие 5-10 лет. Вдруг война, Китаю потребуется дополнительное зерно, корма и рапсовое масло. Вот Сумароков и приложит все усилия к тому, чтобы Китай это получил в самые кратчайшие сроки.
Это, конечно, ирония и сарказм, но не только и не столько.
Иркутская область имеет очень любопытное устройство экономики. Из 20,6 млрд. долларов валового регионального продукта (по оценкам за 2017 год), 4,9 млрд. долларов отправляется на экспорт, в том числе 2,1 млрд. долларов – экспорт в Китай.
Порядка 10% экспорта в Китай от объема валового регионального продукта – это очень много. Этот экспорт совершенно не покрывается поставками китайских товаров, объем китайского импорта, попавшего в область, в 2017 году составил 0,2 млрд. долларов, то есть 9,5% от суммы экспорта.
В такой ситуации, конечно, самое важное и главное – загнать в Китай еще больше продукции, больше зерна и больше рапса. Это даже не обмен своего зерна на китайские товары и станки, это просто банальное наполнение китайских закромов.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!