«Смута» по «Стене», или Круговорот бюджетных средств в культуре
10 мая на сцене Государственного академического Малого театра состоялась премьера драмы «Смута. 1609-1611 гг.» по роману Владимира Мединского «Стена». Того самого Мединского, который в данный момент исполняет обязанности министра культуры Российской Федерации.
Про разгромные рецензии и шквал критики по поводу постановки подробно говорить не будем, приведём лишь несколько фраз из рецензии Александры Зеркалевой: «псевдогероический пафос», «стереотипные персонажи», «фантазии министра культуры». Оставим разбор тонкостей драматургии профессиональным критикам, нас интересуют более приземлённые вещи.
Размер озвученного авторского вознаграждения, мягко говоря, вызвал недоумение у пишущих для театра отечественных драматургов. 920 тысяч рублей по договору плюс 8 процентов с кассовых сборов – беспрецедентная для России сумма. Не говоря уже о том, что, как правило, авторам выплачивается либо единовременный гонорар, либо проценты. Что именно – выбирает сам автор при подписании договора. Господин Мединский выбрал и то, и другое, но от получения денег отказался из-за конфликта интересов.
Однако Малый театр гонорар всё-таки выплатил. Согласно договору, размещённому на сайте госзакупок, 920 тысяч рублей за авторские права на произведение Мединского перечислены Смоленскому отделению Российского военно-исторического общества (РВИО). Туда же будут отправляться и проценты со спектаклей.
Теперь давайте разбираться. Государственный академический Малый театр России – театр федерального значения, следовательно, финансируется напрямую из Министерства культуры РФ. Председателем РВИО, куда был перечислен гонорар, по загадочному стечению обстоятельств является Владимир Мединский. Получается следующая схема: Минкульт перечисляет деньги Малому театру, Малый театр – Смоленскому отделению РВИО, где председатель – глава Минкульта. В итоге имеем три учреждения, которые обмениваются между собой финансовыми потоками, вытекающими из одного и того же места – ведомства Владимира Мединского.
Вот такой занятный круговорот бюджетных средств. Видимо, конфликт интересов играет роль только при перечислении средств напрямую, а когда через третью организацию, то ничего страшного.
Необходимо отметить, что Военно-историческое общество и без того не бедствует, ежегодно получая от того же Министерства культуры субсидии в несколько сотен миллионов рублей. Разумеется, за счёт музеев, театров и других учреждений культуры в стране.
Фото: Евгений Люлюкин, Николай Антипов / maly.ru