Геннадий Айдаев: «Выборы приводят к расслоению общества»
Бабр взял большое интервью у бывшего мэра Улан-Удэ Геннадия Айдаева – о том, собирается ли он в Народный Хурал, каким должен быть бурятский парламент и чем плоха демократия для России.
Бабр:
- У нас к вам есть несколько вопросов как к корифею политики...
Геннадий Айдаев:
- Вот мне всегда говорили: «Геннадий Архипович, мэр – это не политик. Мэр – это хозяйственник. Поэтому занимайся-ка дорогами, мусором, говном… и так далее. А в политику ты не лезь. Так последний наш глава [Вячеслав Наговицын], который десять лет правил, республикой, говорил.
Но что такое политика в чистом виде-то? Вот как ее разделить? Сегодня в Московской области – свалка (имеется в виду скандал в Волоколамске, где из-за вредных выбросов городской свалки люди вышли на улицы и добились отставки мэра города – Бабр). Это какой, хозяйственный вопрос? А его превратили в политический. Какую-то четкую грань здесь провести очень сложно. Любой хозяйственный вопрос - социальный, поэтому он всегда перерастает в политический.
А социальные вопросы всегда … вот человеку что надо? Чтобы можно было покушать, нормально отдохнуть, правильно? Всё. Ну, есть категория людей, которым надо что-то возвышенное, для души, интеллектуальное. Но большинству-то – если есть работа, то и слава богу. Отработал, пришел без задних ног, пожрал, выпил там где-то с друзьями, упал до утра... и опять.
Я вот несколько раз ночевал у друзей в Подмосковье. Сколько народу оттуда ездит в Москву на работу! По два-три часа тратят только на дорогу, приезжают только часов в десять домой. А что им нужно-то? Ни телевизор посмотреть, ни книжку почитать – какой там театр!
- Понятно. Но мы все-таки про политику попробуем поговорить. Вы наверняка знаете, что в Екатеринбурге недавно отменили выборы мэра, да и в целом по России сохраняется тенденция на отмену прямых выборов глав крупных городов. Нужны ли прямые выборы в Улан-Удэ, или старая модель с выбором мэра из числа депутатов Горсовета была лучше?
- То, что депутаты Народного Хурала приняли закон о прямых выборах мэра города Улан-Удэ – это в данной ситуации обоснованно. Это нужно сегодня – или ты со всем населением работаешь, либо с 22 депутатами. С кем легче работать?
Если взять в целом по стране, да, мы подписывали европейскую хартию – давайте соблюдать демократию, будут выборы. Раньше были выборы губернаторов, президентов республик. Потом стали от этого немного отходить – Хурал выставил три кандидатуры [на пост главы Бурятии], отправляет в Москву, президент выбирает и говорит: «Желательно бы этого». Единственный случай, который прошел мимо [этой схемы] - это Иркутская область, когда вместо Ерощенко [губернатором] избрали Левченко. А что касается остальных выборов – да, я считаю, что выборы нужны.
Хотя как практик я начинаю осознавать, что… Вот избрали президента России сегодня. Он расставил молодых людей, губернаторов - технократов. И хотя они [формально] тоже избирались, но ведь де-факто они люди Путина же. И на местах у нас получается как – мэр города избирается, главы районов избираются, и вот сегодня у нас ситуация по Тунке. Предложили Альхееву уйти – а он не хочет. И вот что с ним делать? Он всенародно избранный, по закону не уйдет, если сам не захочет.
Поэтому я считаю, что в Бурятии можно делать так, как в Татарстане в начале 2000х годов – когда везде вводили выборность мэров городов, там оставили назначения. Даже мэр Казани назначался. И сравните теперь – какие успехи у Татарстана, а какие у нас.
Выборы по большому счету – это расслоение общества. У нас даже был случай – муж с женой разошлись только из-за выборов. И нет других причин! На суде жена говорила: муж голосовал за другого кандидата, а я это не приемлю. Выборы не приводят к сплочению общества, это плохо.
Вот у нас была эйфория, когда вышел 121-й закон о местном самоуправлении. В каждом селе Бурятии стали назначать главу, районы поделили на округа. Ну, зачем?
Давайте [тогда и] Улан-Удэ разделим на три округа - авиационный завод отдельно, аэропорт и левый берег отдельно, и оставшаяся часть. Вот представьте себе, что было бы, будь у нас три округа вместо одного? Три города и три бюджета.
И примерно так и получилось. Когда каждый глава села сказал руководителю района: «пошел нафиг, я тебе не подчиняюсь». И де-юре он ему не подчиняется!
Но у него бюджета-то нет, работы-то нет у людей. И пришли к чему – все эти главы поселений сели на бюджет, они не были самоокупаемыми. Около 360 человек – это огромные деньги. Причем если большое село – бухгалтера, водителя, машину надо. Раздули штаты, тысяча лишних чиновников у нас появилась. И еще к тому же начали бодаться с главами – вот ты за котельную отвечаешь, ты за нее и плати. Плати библиотекарю, за клуб плати, баянисту плати. А денег нету.
Это все привело к непонятной системе управления. И эта погоня за всеобщей демократией – конечно, нет предела совершенству. Но помните, был случай с Черчиллем, который спас Англию от Гитлера, а в 1946 году проиграл выборы какому-то малоизвестному молодому парню!
Сталин тогда сказал: «Нет, такая демократия нам не нужна». Поэтому я считаю, что демократия – может быть это и хорошо, но для нее должны созреть какие-то социально-экономические условия. (Консервативная партия Черчилля проиграла парламентские выборы лейбористам в июле 1945 года. Пост премьер-министра тогда занял 62-летний Клемент Эттли, которого королю порекомендовал сам Черчилль. Цитата Сталина же относится не к этой истории, а к оценке Сталиным демократии внутри партии - Бабр).
- Вы планируете возвращаться в политику?
- Мне часто задают этот вопрос, особенно сейчас. Вы знаете, я с 1980 года работаю в системе власти. Единственное, что может меня сегодня подвигнуть пойти в тот же Хурал, это неудовлетворенность тем положением, которая сложилась в республике и в городе. 10 лет Наговицына – это полоса ничегонеделания. Это полоса самопиара, когда говорили, что Бурятия вышла на второе место в СФО, по России даже второе место было, но стало только хуже.
Вот это может меня подвигнуть, но только при условии, конечно, что меня поддержит население и мне предложит. А сам я уже, честно говоря, как-то успокоился за эти шесть лет, меня устраивает такая жизнь… В политику вернуться – это же опять надо с кем-то бодаться.
- То есть если пойдете, то именно по одномандатному округу самовыдвиженцем?
- Ну да. Я беспартийный и примыкать к кому-то не хочу, хоть и были такие предложения.
- Как вы относитесь к сокращению количества депутатов Хурала?
- А я давно об этом говорю. В 12-миллионой Москве - 33 депутата (с 2012 года в Московской городской думе заседает 45 депутатов – Бабр). Они все, правда, работают на освобожденной основе (в нынешнем созыве Думы на постоянной основе работает только 18 депутатов – Бабр), они министры, у них большие полномочия. А у нас 66 депутатов – ну, это перебор. У нас миллиона [жителей] нет в республике. У вас в Иркутской области и то меньше депутатов, [хоть и] два с половиной миллиона населения.
Я понимаю, конечно, каждому хочется стать депутатом. Но какие же потом огромные деньги [тратятся] на их содержание! Помощникам платить, за депутатскую деятельность платить, освобожденным платить. Оптимально было бы половину сократить, но вот когда они это сделают – непонятно. Они ведь сами должны от себя отрезать! Есть люди, которые там по пять сроков сидят, а в помощники берут своих жен, детей. Семейный бюджет.
- Есть ли вообще сейчас от Народного Хурала польза, по вашему мнению?
- Польза-то конечно есть. Если эффективно использовать силу депутатского корпуса – многое можно сделать. И эффект будет только тогда, когда Хурал и правительство республики вместе главой будут единой командой. У нас ведь как получилось – Гершевича убрали, потому что он был другом Наговицына. И пошло противостояние - а когда так происходит, то пользы нет ни той, ни другой стороне. Они все силы бросают на то, чтобы бросаться друг с другом. А население смотрит и посмеивается.
Ну что это? Почему нет сегодня должного авторитета у нашего Хурала? Есть депутаты, которые действительно эффективно работают. А когда они начинают заниматься политикой, это никак не влияет на их эффективность и результативность. Поэтому я считаю, что чем меньше депутатов, тем больше толку. Если бы их еще сократить человек до 10-12 и сделать постоянно работающими, как в Москве, то эффективность была бы намного выше.
Читайте также:
Геннадий Айдаев: «Кланы в Бурятии? Дуризм это!»
Хурал-2018. «Седой волк» Айдаев обиделся на молодых
Биликто Дугаров: «Огромное спасибо Голкову за избавление от Айдаева»
Фото из открытых источников
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]
Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!