Иркутское планирование в латиноамериканском стиле
Губернатор Иркутской области Сергей Левченко учредил Госплан Иркутской области. Точнее – Государственный комитет по планированию социально-экономического развития Иркутской области.
10 июля 2018 года состоялось его первое организационное заседание, на котором Левченко держал речь о целях и задачах планирования в области. Главная задача – до сентября составить, ни много, ни мало, а пятилетний план развития области на 2019-2023 годы.
Вероятнее всего, губернатор рассчитывал употреблением слов «Госплан» и «пятилетний план» поразить, шокировать публику. Мол, в России, где отвергли «административно-командную экономику», кто-то отважился говорить о пятилетнем планировании?
Может быть, на кого-то это и произвело впечатление, но, пожалуй, не на меня. Мой интерес к планированию особый, я изучал его в разнообразном виде, в советской, немецкой, французской, латиноамериканской модели, и даже посвятил краткому обзору мирового планирования книгу «Весь мир плана». Так что, мой взгляд на иркутский пятилетний план будет весьма неожиданным для губернатора и его плановиков.
Пока что мы имеем не готовый документ, а лишь некие ценные указания губернатора, 11 задач, которые он сформулировал в своем вступлении на организационном заседании. В рамках советской модели такой предварительный документ именовался директивами к пятилетнему плану.
Из этих губернаторских директив уже довольно ясно, куда завернет его планирование и какой именно модели оно будет ближе всего. К наихудшим версиям латиноамериканской модели, которая отличалась наиболее выраженной социальной риторикой.
Правительства стран Латинской Америки, не контролируя экономику (принадлежавшую в целом крупным частным компаниями, преимущественно иностранным), планировало траты довольно скудных государственных финансов на социальные нужды, обещая таким образом улучшить жизнь населения. Латиноамериканские плановики понимали, что их возможности малы по сравнению с нуждой, но старались маскировать этот факт обещаниями непременного улучшения.
Но иногда проблемы были настолько остры, что признавались даже в текстах планов. Так, однажды Национальный департамент по планированию Колумбии в плане на 1969-1972 годы признал, что дефицит жилья очень острый, в 1970 году он составлял 618 тысяч жилищ и в среднем 30% домохозяйств проживали в явно неадекватных условиях. План, конечно, обещал решение жилищной проблемы. Но, дефицит жилья в Колумбии есть и сейчас, спустя 40 лет после обещаний. Он затрагивает, судя по данным Universidad del Rosario за 2007 год, все те же 30% домохозяйств, а количественный дефицит вырос до 2,3 млн. жилищ – население страны растет все-таки.
Обещания решить проблему с жильем в Колумбии высказывались не раз, не два, они всякий раз проваливались, и никто за невыполненные обещания не извинялся и их не пытались анализировать.
Почему я вспомнил про Колумбию и тамошние проблемы с жильем? Потому, что в директивах Левченко есть такой же пункт. Он обещает 1 млн. кв. метров доступного жилья. Простите, а сколько семей стояло на учете по улучшению жилья в 2013 году, когда принималась программа Иркутской области «Доступное жилье» на 2014-2020 году? 52 тысячи семей. Если каждой из них выдать квартиру площадью 54 кв. метра, то потребуется 2,8 млн. кв. метра жилья.
И в начале 2017 года состояло на учете по улучшению жилищных условий 54,4 тысяч семей.
Иркутскстат в своем сообщении еще цинично подчеркнул, что число нуждающихся увеличилось незначительно, всего на 2%. Это все те же самые 6% семей, которые не могли улучшить свои жилищные условия пятилетку назад, не могут сейчас, и есть все основания полагать, что не смогут и в следующую пятилетку, по той банальной причине, что планируемых жилищных ресурсов на их потребности не хватит. И не факт еще, что за следующую пятилетку у Левченко действительно появится миллион жилых «квадратов» по доступной цене.
Потом будет все, как в Латинской Америке: правительство меняется, обещания забываются, старые планы сдаются в архив. Новое правительство дает новые обещания, составляет и утверждает новые планы. А проблема остается на том же уровне, и даже чуть-чуть подросшей. Некоторые чилийские экономисты, уже отчаявшиеся увидеть своими глазами какой-то просвет, назвали такое положение «ростом без развития». Ну да, а как это еще назвать? Количество нуждающихся в жилье стабильно растет.
Так что, с точки зрения опыта мирового планирования, становится довольно очевидно, что пятилетка Левченко неадекватна уже начиная с первоначальных директив. Он ставит задачи планирования повышения жизненного уровня населения: роста зарплат, ввода доступного жилья и прочих раздач, не обладая для этого достаточными экономическими ресурсами и необходимым контролем над региональной экономикой. Порочна сама идея социальных раздач в условиях резкой нехватки ресурсов. В его положении у него должен быть жесткий меркантилизм: каждая копеечка, попавшая в бюджет областного правительства, должна пускаться в доходное дело.
Это первоначальные соображения. Посмотрим на сам план, как он появится.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!