Как бурятские коммунисты провалили пенсионный протест. Хроника
Пенсионная реформа — крайне болезненная тема, чреватая большими социальными последствиями. Для оппозиции же это лучший шанс проявить себя во всей красе; даже перевыборы Владимира Путина не были настолько удобной темой для критики власти. Так как же реформу «обрабатывали» в Бурятии? Разбираемся.
Протест как в республике, так и во всей стране подхватили лишь два политических движения — коммунисты и сторонники Алексея Навального. Так как последние не имеют в Бурятии даже полноценного штаба, местная ячейка КПРФ получила карт-бланш.
В Бурятии также не было чемпионата мира по футболу, а в соседней Иркутской области губернатор-коммунист Сергей Левченко отказался поддержать реформу, что еще больше укрепило позиции его бурятских коллег.
Хорошие отношения между Сергеем Левченко и Вячеславом Мархаевым давали хорошую почву для выстраивания единой стратегии протеста. У обоих через два месяца важнейшие выборы, от которых зависит их политическое будущее.
Так, если «Единая Россия» возьмет большинство в Заксобрании Иркутской области, позиции Левченко сильно ослабнут. Его отставка приведет к отзыву Вячеслава Мархаева из Совета Федерации, где тот работает как раз по сенаторской квоте иркутского губернатора.
Помимо личных интересов Мархаев преследует и партийные — в Бурятии коммунисты проседают, и ситуацию исправит лишь успех на выборах в Народный Хурал. Желательно сохранить нынешнее количество депутатов, а лучше увеличить. Сейчас во фракцию КПРФ в республиканском парламенте входят шесть человек, в начале созыва было восемь.
Итак, наиболее полная хроника борьбы коммунистов с пенсионной реформой:
Законопроект правительства России о повышении пенсионного возраста был внесен в Госдуму 16 июня.
18 июня Геннадий Зюганов на пресс-конференции в Москве заявил, что вопрос пенсионной реформы должно решать население на референдуме. В этот же день прошло заседание секретариата ЦК, где лидер партии также предложил наложить мораторий на реформу до 2030 года.
Одновременно с этим КПРФ мобилизует своих представителей в регионах — по всей стране начинаются тихие одиночные пикеты. 19 июня минимум пять человек вышли на улицы Улан-Удэ с самодельными плакатами, призывая водителей посигналить в знак протеста.
19-20 июня в рамках пленарного заседания ЦК Геннадий Зюганов продолжает вещать. Коммунисты, в частности, республиканские, пытаются развернуть кампанию в соцсетях. Получается смазанно — сайт партии популярностью не пользуется, СМИ критиковать реформу боятся. В КПРФ ситуацию переломить не могут. Кроме того, в последующие три дня повестка разбавляется Днем памяти и скорби (22 июня), накал критики скандального закона снижается.
23 июня. В Бурятии про реформу будто бы забывают. Шествие 22 июня оказывается куда популярнее пенсионных пикетов. Лидер ячейки Вячеслав Мархаев занят другим — у него отчетно-выборная конференция, где его переизбирают секретарем БРО КПРФ. Вопросы борьбы с «людоедскими законами» на этом масштабном слете коммунистов не обсуждаются вовсе.
25 июня в Москве проходит заседание президиума ЦК партии, где ситуация повторяется. Здесь реформу обсуждают, но больше увлечены грядущими выборами, никаких протестных подвижек нет.
До начала июля повестка КПРФ ходит ходуном — официальные лица партии не могут сосредоточиться на чем-то одном, попеременно выступая против роста НДС, подорожания бензина и повышения пенсионного возраста. В результате ни одна проблема глубоко не прорабатывается, все скатывается к популизму уровня: «Это плохо, надо отменить».
Протестов на улицах спустя две недели после объявления реформы все еще нет.
27 июня. Вячеслав Мархаев в составе делегации Совета Федерации пребывает на Кубе.
28 июня его товарищи из фракции КПРФ в Народном Хурале отдуваются на последней сессии пятого созыва парламента. Екатерина Цыренова с самого начала вносит предложение — опротестовать реформу всем Хуралом. Депутат Виктор Малышенко произносит пламенную речь. Не срабатывает — коллеги игнорируют выпады красных. По ходу сессии депутаты пытаются вернуться к теме пенсий, но делают это поодиночке, а потому дискуссия быстро сходит на нет.
29 июня Геннадий Зюганов в очередной раз обещает возглавить протест против реформы. 30 июня лидер партии проводит семинар для региональных руководителей в Подмосковье, где инструктирует их в том числе и по пенсионному протесту.
3 июля в Улан-удэнском парке Юбилейный проходит небольшой митинг. Основная масса участников — согнанные работники профсоюзов. Все проходит тихо, участники быстро расходятся.
6 июля депутат Хурала от КПРФ Екатерина Цыренова дает интервью, в котором критикует коллег по парламенту за отсутствие поддержки протеста.
9 июля ЦК партии выпускает заявление с призывом «Пресечь издевательства над народом». В этот же день в Бурятии выходит интервью другого депутата, Игоря Михайлова. Тот просто повторяет тезисы Цыреновой другими словами.
10 июля в Юбилейном парке проходит еще один митинг КПРФ, на этот раз он собирает больше людей. Но точных данных по количеству нет — их не стали публиковать даже сами коммунисты. По фотографиям можно сделать вывод, что людей опять было не очень много — и это несмотря на то, что на митинг пришли руководители партии в регионе. Кроме Вячеслава Мархаева, лидера ячейки.
В этот же день становится известно, что Бурятия вошла в число 11 регионов, где пенсионная реформа была полностью поддержана властями. То есть пока коммунисты неумело пытались раскачать протест, руководство Хурала кулуарно рассмотрело законопроект и поддержало его.
Уже 29 июля Госдума будет голосовать за принятие закона в первом чтении. Новых акций у коммунистов Бурятии не запланировано совсем.
Как же так получилось, что КПРФ в республике просто отдали протест, имея столько возможностей для предвыборного пиара? Причин несколько.
Во-первых, Геннадий Зюганов. Как мы видим из хроники, в целом по стране коммунисты предпочитали делать громкие заявления и принимать бесконечные резолюции, но толку от этого не было.
Во-вторых, Вячеслав Мархаев. За месяц он ни разу не высказался против реформы, и уж тем более не был активен в Бурятии, где он вообще-то секретарь партии. В республику он приезжал только на собственное переназначение.
В-третьих, отсутствие понятной координации внутри БРО КПРФ. «Мертвые» митинги в Юбилейном парке оказались менее эффективнее чем, например, стихийный протест против вырубки Закаменского леса.
Коммунисты Бурятии несколько лениво и безответственно отнеслись к возможности настроить народ против власти. Непопулярная реформа давала им простор для протеста, но они просто отдали его. Что, конечно, приведет к самым негативным последствиям для жителей бедной республики.
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]
Новости Бурятии - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!