115 лет со дня рождения Александра Невского и Ивана Грозного
Николай Константинович Черкасов (он-то и был главным советским Невским, Грозным, Дон Кихотом и много кем еще) прославился в 33 года, когда почти одновременно сыграл двух разбитных ученых: в «Детях капитана Гранта» – очкастого раззяву Паганеля, а в «Депутате Балтики» – седобородого дарвиниста Полежаева, одного из самых удачных экранных псевдостариков.
И враз Черкасов стал первым характерным актером Страны Советов: еще до войны он побывал Билли Бонсом в «Острове сокровищ», царевичем Алексеем в «Петре Первом» и писателем Алексеем Максимовичем Горьким в картине «Ленин в 1918 году».
Короче, Черкасов был нарасхват, и сам товарищ Эйзенштейн давал ему главные роли исторических деятелей, и сам товарищ Сталин не без интереса смотрел на Черкасова на экране, беседовал с Черкасовым после тех или иных чествований в кремлевских кулуарах и лично велел выбить черкасовский профиль на ордене Александра Невского.
Оного Александра Черкасов изобразил в 38-м – то был эйзенштейновский колосс из колоссов и экшен из экшенов, который даже спустя 80 лет выглядит в разы мощнее любого ультрасовременного боевика. И монументальная физиономия Черкасова вкупе с его двухметровой статью тоже, конечно, поспособствовали возведению картины «Александр Невский» в культ и причислению ее к лику самых священных произведений советского искусства.
Потом Черкасов сыграл Ивана Грозного в «Иване Грозном» того же Эйзенштейна, Дон Кихота в «Дон Кихоте» Козинцева, радиолюбителя Попова в «Александре Попове» Раппапорта и Эйсымонта. И даже покойного президента Рузвельта в послевоенном уже фильме режиссера Петрова «Сталинградская битва».
А в 1947-м кинорежиссер Александров доверил Черкасову сыграть в своей «Весне» аж кинорежиссера – факт, который может свидетельствовать о наивысшем признании таланта, представительности и морального облика актера в кинематографической среде.
В преддверии премьеры «Весны» Черкасов делился своими переживаниями: «Я себе позволил первый раз в жизни выступить в картине без бороды, без усов, без мантии, без грима… Роль – очень ответственная, так как я должен показать советского режиссера, и все наши режиссеры волнуются: как будет показан советский режиссер?». Игру Черкасова в «Весне» режиссеры одобрили – такими прекрасными, как его герой, они отродясь не были.