Сергей Левченко: взгляд со стороны Москвы
Конец августа ознаменовался тем, что глава Иркутской области неожиданно стал героем национального уровня. Статьи о его достижениях появились сразу в нескольких федеральных СМИ. Правда, оценка этих достижений несколько отличалась от оценки самого губернатора. Произошло это на фоне самоуспокоительных заявлений иркутского правительства о профицитном бюджете и общем экономическом успехе «красного губернатора».
Как выясняется, успехи весьма сомнительны, и заслуги Левченко в них особой нет. Наиболее подробно и качественно ситуацию рассматривает Lenta.ru.
Специфика Иркутской области заключается в том, что иркутский губернатор, представитель КПРФ, использует предвыборный политический период для борьбы с мэрами городов и главами муниципалитетов, которые представляют «Единую Россию». Схема простая, потому что в руках областного правительства - деньги, манипулируя которыми, можно создавать небольшие рукотворные кризисы и перекладывать ответственность за них на местные власти.
На руководстве муниципалитетов лежат серьезные обязательства, в том числе - перед бюджетниками, и в такой чувствительной области, как подготовка к зиме. Самостоятельных источников финансирования у них для этого недостаточно, нужны трансферты из областного бюджета.
В Иркутской области при Левченко выделение денег происходит по итогам корректировки главного финансового документа региона, а тайминг этого процесса определяется областным же правительством. Если этот процесс искусственно затянуть, в местных бюджетах образуется дыра, что приводит к росту социальной напряженности.
В конечном итоге к концу года региональные власти свои обязательства выполняют. Но это происходит слишком поздно, когда подготовка к зиме уже бывает сорвана. Поэтому мэрам приходится брать грабительские банковские кредиты. В прошлом году ровно по этой схеме произошло отстранение от власти мэра Вихоревки, которого Левченко обвинил в срыве ремонта главной городской котельной, на который область же и не дала денег своевременно.
В этом году уточнение параметров областного бюджета не состоялось даже в июне. Формально это произошло потому, что нет прогнозных данных по росту доходов во втором полугодии. На самом деле наряду с традиционной для России частичной потерей управления региональные власти хотят оставить у себя в руках мощный рычаг предвыборного давления на мэров.
При этом Левченко, разумеется, не может не знать, что за первые шесть месяцев в консолидированный бюджет поступило 70 миллиардов рублей — на 8 миллиардов больше, чем годом ранее. То есть деньги-то есть, но накануне Единого дня голосования (как известно, в Иркутской области в этом году выбирают депутатов Законодательного собрания) их решено придержать. Глядишь, излишне самостоятельные мэры поймут необходимость играть за команду губернатора.
Естественно, что заложниками политических игр Левченко оказывались обычные жители области, в том числе в отдаленных районах, где и без того накопилась масса проблем. Денег остро не хватает на подготовку к отопительному сезону, на выплату заработной платы работникам культуры (то есть на реализацию «майских указов» президента Путина), на оплату коммунальных услуг, на приобретение горючего для доставки детей в школу и обратно, на мониторинг исправности пожарной сигнализации на социально значимых объектах, на ремонт музеев и детских садов.
Не менее трагичным является и то, что, на словах заявляя социальную направленность бюджета, находящиеся у власти коммунисты в реальности делают его антисоциальным. К примеру, губернатор был против выделения ассигнований на выплату региональной части материнского капитала, доплату студентам из малообеспеченных семей, предоставления жилья сиротам и даже увеличения МРОТ с 1 мая 2018 года.
А разработанный областным правительством (то есть губернатором Левченко) закон № 85-ОЗ от 28.11.2017 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации областного государственного имущества на 2018 год» предусматривает продажу с молотка поликлиник в Ангарске и Братске. А в городе Тулуне, к примеру, с молотка пойдет здание Тулунского медицинского колледжа, что ставит под угрозу качество подготовки медсестер, массажистов и прочего младшего медицинского персонала. К слову, медучилище в Тулуне открыли в 1936 году, при Иосифе Виссарионовиче.
Формально Левченко перевыполняет план по наполнению бюджета области. Но даже беглый финансовый анализ показывает, что особой заслуги губернатора в этом нет. Доходы растут за счет благоприятной конъюнктуры на внешних рынках (энергоносители, металлы) и за счет эффективной работы Иркутской УФНС, которая, как известно, областным властям не подчиняется. То есть губернатор увеличивает собственный политический капитал за счет федерального центра и при этом умудряется демонстрировать некую «оппозиционность».
Остается открытым вопрос, почему именно сейчас федералы обратили внимание на крайне странную (и это мягко сказано) экономическую и социальную политику губернатора. Можно было бы связать «накат» с предстоящими выборами в Заксобрание, но известно, что эти вопросы решаются на уровне политтехнологий и закулисных договоренностей. От которых Сергей Левченко отнюдь не отказывается.
К примеру, из всей веселой компании депутатов от КПРФ в Иркутской области реальным коммунистом является лишь Андрей Андреев, который к тому же по партийной иерархии стоит на несколько ступеней выше Левченко.
Остальные — точно такие же то ли марионетки, то ли попрыгунчики - к примеру, как экс-мэр Иркутска, зампред регионального правительства и известный бизнесмен Виктор Кондрашов. Он, в зависимости от конъюнктуры, - то коммунист, то единоросс. Что лишний раз подтверждает правило: настоящий бизнес не имеет ни национальности, ни партийной принадлежности.
Так что не исключено, что дело в отношении Сергея Левченко гораздо серьезнее. И иркутскому губернатору готовят «трамплин» на вылет.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!