«18+» отменяется
По крайней мере, в отношении большинства произведений классической литературы.
Судя по всему, громкая история 17-летней екатеринбургской старшеклассницы Алисы, которой удалось купить книги со стихами Сергея Есенина, Иосифа Бродского и Владимира Маяковского только при помощи родителей, дошла до Государственной думы. Во всех трёх книжных магазинах, куда обращалась девушка, у неё требовали паспорт и отказывали в продаже книг, поскольку они были маркированы пометкой «18+».
История более чем удивительна, ведь произведения тех же Есенина, Бродского и Маяковского присутствуют в школьной программе, а вопросы по ним включены в ЕГЭ. Абсурд? Безусловно.
«Меня удивляет, что кто-то имеет право решать, что мне (как гражданину РФ) читать и в каком направлении развиваться интеллектуально. Я в состоянии сама определить, что важно для моего образования, а что – нет. И дело здесь не в школьной программе. У меня нет абсолютно никаких вопросов к продавцам, все вопросы – к тем, кто создаёт подобные законы», – поделилась Алиса в интервью «АиФ-Урал».
Что ж, продавцы действительно не виноваты – у них строжайшая инструкция. Ведь за нарушение данного правила торговли магазину грозит взыскание в виде штрафа, а то и вовсе приостановка деятельности торговой точки.
Да и маркировку наносят не они, а издатели. Но у тех свои заботы, над ними висит орда общественников и борцов за нравственность во главе с Роскомнадзором. Так что лучше перестраховаться, ведь за лишний запрет или неправильную маркировку никаких санкций не предусмотрено. Вот и лепят «18+» на всё подряд от греха подальше. Ну а началось всё в 2012 году с принятия закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Понадобилось шесть лет и громкий скандал, чтобы до депутатов дошло, что они «поспешили и не продумали». Вопрос о внесении уточнений в закон был поднят 11 сентября на заседании думского комитета по культуре. Как сообщил заместитель председателя комитета Александр Шолохов, он лично провёл мониторинг по книжным магазинам и обнаружил, что маркировка «18+» стоит и на «Крейцеровой сонате», и на «Гранатовом браслете», и ещё на целом ряде произведений, которые возрастного ограничения не заслуживают.
Недавно назначенная председателем комитета по культуре Елена Ямпольская призвала издателей и контролирующие органы не доводить ситуацию до абсурда.
«Факт тот, что на особо ценных художественных произведениях маркировку ставить не надо. Но её ставят, опасаясь всплеска родительского контроля, судебных разбирательств и так далее. Её ставят даже туда, куда по закону её ставить не следует», – цитирует Ямпольскую пресс-служба комитета.
Более того, автор книги «Гимн настоящей стерве, или Я у себя одна» уверена, что возрастной ценз и классическая литература вообще не должны соприкасаться.
«Я считаю, если ребёнок хочет читать в шесть лет – да пусть читает, что угодно. Гораздо опаснее, если в 18 он читать не начнёт, если мы будем всё запрещать и блокировать», – считает Ямпольская.
И вот здесь с депутатом трудно не согласиться. Кто бы что ни говорил, запрет на чтение – не лучшая мера воспитания, которую может предложить государство. Будем надеяться, что комитету по культуре удастся довести свою позицию до поправок в закон.
Кстати, нельзя не отметить, что, вопреки ожиданиям, от православной сталинистки Ямпольской в Комитете по культуре гораздо больше пользы, чем вреда. По крайней мере, пока.