Как депутата Кушнарева принесли в жертву «Железному Баиру»
Политсовет «Единой России» 7 февраля закончился сенсацией — депутата Анатолия Кушнарева фактически выгнали из партии. Бабр разбирается, почему по Кушнареву ударили сейчас и чем это может обернуться.
Скандал с участием Кушнарева произошел еще в сентябре 2018 года, на первой сессии нового созыва Народного Хурала. Тогда уважаемый в республике агроном внезапно проявил себя опытным и безжалостным игроком — буквально украл пост председателя комитета по экономической политике, природопользованию и экономике. На эту должность политсовет «ЕР» согласовал Батора Цыбикова, но Анатолия Григорьевича такой расклад не устроил. Он заручился поддержкой депутатов КПРФ и перевернул голосование.
Дерзость Кушнарева оказалось крайне несвоевременной. Коммунисты получили рекордное количество мандатов в Хурале, «Единую Россию» трясло, а у руля бурятской ячейки партии только-только встал Баир Жамбалов. Решать проблему он должен был быстро и жестко — иначе другие члены партии никогда не будут его уважать и бояться. С задачей Жамбалов не справился.
На той самой сессии он созвал срочное совещание фракции «ЕР», где публично осудил Кушнарева и потребовал его немедленного исключения из партии. Депутаты послушались и проголосовали, но силы это решение не имело и требовало утверждения на политсовете. В итоге партийные боссы побоялись, что Кушнарев уйдет в КПРФ и заберет с собой ключевой пост руководителя экономического комитета, в котором первым заместителем и так сидит коммунист Егор Олзоев.
Жамбалов оказался заложником ситуации. Он никак не мог наказать отступника, и остальные партийцы это видели. Авторитет секретаря «ЕР» в Бурятии был жестко подорван.
Слабость партийной верхушки никак не входила в планы республиканских властей. Более того, слабого и приевшегося «бичурского хлебороба» Владимира Павлова отправили на пенсию в Хурал как раз с целью обновления и укрепления партии. И прямо с порога Жамбалов проявил себя как вспыльчивый, но недееспособный лидер — хуже не придумаешь.
Ситуацию срочно нужно было исправлять. Уже в сентябре 2019 года пройдут выборы мэра и депутатов Горсовета Улан-Удэ, от которых зависит развитие республиканской столицы на ближайшие пять лет. Повторение кушнаревских финтов здесь чревато полной потерей контроля — в Горсовете всего 30 депутатов, и создать там группу оппозиционеров намного проще. При этом основная часть доходов Бурятии приходится как раз на Улан-Удэ, поэтому контроль над городом означает контроль над всей республикой.
В такой ситуации политический образ секретаря Жамбалова нужно было срочно реанимировать. Тогда «Единая Россия» спустила в соцсети и телеграм-каналы образ «Железного Баира» — сильного, неподкупного, беспощадного генерала под бело-голубым флагом.
Закреплять образ нужно было на февральском политсовете. Генсовет «ЕР» как раз принял новый устав партии, что потребовало внеочередного переизбрания секретарей партийных отделений в регионах. В случае Бурятии это формальность — Жамбалова утвердили всего полгода назад — но она сыграла на руку местным единороссам.
Сразу после уверенного переизбрания «Железный Баир» поставил вопрос о приостановке членства Кушнарева в партии.
Для большинства присутствующих — неожиданно, а значит оглушительно. Ради еще большего эффекта из Президиума и Политсовета бурятского отделения партии выгнали несколько токсичных персонажей — бывшего спикера Цырена Доржиева, главу Закаменского района Сергея Гонжитова, депутата-отравителя Бато Семенова и других.
Такой контекст, впрочем, не исключает возможных последствий изгнания Анатолия Кушнарева для «ЕР». Риски все те же, что и в сентябре сразу после скандала, — тарбагатайского агронома с радостью подберут коммунисты или на худой конец группа «Народный депутат», также неугодная партии власти. А два комитета в Хурале КПРФ — это уже серьезно.
Вероятно, поэтому в «ЕР» решили подстраховаться и не исключили, а «приостановили» членство Кушнарева в партии. Это важное уточнение, ведь депутату запросто могли пообещать последующее восстановление членства после выборов мэра и депутатов Горсовета. Но в таком случае вся эта постановка с изгнанием не стоит и выеденного яйца, как мощь «Железного Баира».
Получается, что бурятские единороссы так и не придумали нормального выхода из ситуации, а лишь использовали ее для пиара Баира Жамбалова. В лучшем случае «приостановка» окажется фарсом и договорняком, в худшем случае Анатолий Григорьевич уйдет к красным. И тот, и другой сценарий — приговор для «Железного Баира», рейтинг которого так усердно наращивается бурятскими единороссами.
Читайте также:
Большая зачистка в бурятской «Единой России»: кто попал под удар
Кушнарев-гейт. «Единая Россия» дала по тормозам и проиграла
Блогнот. Выборы в Горсовет как главный экзамен для Жамбалова
Фото: Аркадий Зарубин; Зорикто Дагбаев