В Бурятии ради звездочки на погонах полицейские насмерть запытали подростка
В июне 2016 года полицейские из Улан-Удэ так сильно хотели закрыть дело об украденном велосипеде, что запытали до смерти 17-летнего парня. Издание «Медиазона» раскрыло подробности резонансного расследования.
Пятерых сотрудников МВД обвиняют в пытках двоих подростков. По делу проходит 33-летний бывший начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений и оперативному прикрытию мест сбыта оперативно-сыскного отдела угрозыска управления МВД по Улан-Удэ Андрей Павлов и двое оперативников из его отдела: Сергей Плотников и Валентин Смолин. Также обвиняются оперативники городского отдела полиции №1 Анатолий Олоктонов и Тумэн Манибадраев.
В марте 2016 года Павлов составил рапорт о том, что в поселке Аршан в Железнодорожном районе Улан-Удэ орудует группа воров, в состав которой якобы входят 19-летний Дмитрий Тутынин, 17-летний Никита К. и его 23-летний брат Алексей. Павлов поставил фигурантов на учет и начал прослушивать их телефонные разговоры.
19 апреля у биатлонистов Бурятии украли два велосипеда и шуруповерт. Это преступление, как и множество других, приписали подростковой ОПГ. В итоге руководство поставило задачу раскрыть дело группы до 6 июня.
В конце мая Павлов и Плотников оказались на грани сокращения из-за реорганизации отдела.
У Павлова было два варианта: быстро раскрыть громкое дело и уйти на повышение, либо попасть под сокращение.8 июня Павлов попросил выделить ему для задержания членов ОПГ отряд ОМОН – ведь преступники играют в футбол, их много и они могут быть вооружены. О том, что это подростки, начальнику подразделения ОМОН он сообщить забыл, зато сказал, что подозреваемые ранее судимы и занимаются разбоями, грабежами и кражами. В результате Павлову выделили двоих бойцов. На месте он позвонил в отдел полиции №1 и запросил подкрепление. К нему отправили Олоктонова и Манибадраева.
Около половины десятого вечера группа ворвалась в магазин «Продукты».
Там они задержали Дмитрия Тутынина и Никиту К. По словам продавщицы, которая знала подростков и считает их абсолютно невиновными, те беспрекословно повиновались полицейским. Их прижали к полу, обыскали и надели наручники. Никиту несколько раз пнули по бедру. После этого обоих вывели на улицу. Диму посадили в машину Манибадраева, Никиту - в машину Павлова, при этом Павлов снова пнул его несколько раз.
Полицейские приехали к зданию управления МВД. Бойцы ОМОН вернулись на дежурство. Павлов взял ключи от тира, расположенного в подвале. Олоктонов и Манибадраев, накинув на голову Дмитрия капюшон, повели его в подвал. Павлов, взяв из багажника скотч, одеяло и противогаз, пошел с ними. В это время в тир зашел еще один полицейский – Валентин Смолин. Дверь закрылась.
Позже Дмитрий Тутынин расскажет на допросе, что происходило в том подвале.
Его поставили на колени и приказали признаться в преступлениях: краже велосипедов с базы биатлонистов, золота из дома в Железнодорожном районе и плазменного телевизора из чьей-то квартиры. Когда парень отказался, его начали избивать дубинками. Он кричал, что ему больно и просил отпустить, но ему только говорили, чтобы он сознался в совершении преступлений. Потом его положили на лавочку, накрыли одеялом и примотали скотчем. Четверо сотрудников уселись на него сверху, а пятый надел противогаз и пережал трубку. Парень начал задыхаться. Воздух ему открывали только для того, чтобы он сознался в краже. Не выдержав издевательств, Дмитрий начал рассказывать обстоятельства выдуманных преступлений. Парня пытали не меньше часа, перекрывая воздух и вдувая в противогаз едкий дым.
После этого его вывели из подвала. С Манибадраевым и Смолиным он ездил по поселку, показывал на случайные дома и рассказывал о выдуманных кражах. После его привезли на медосвидетельствование, где в крови у него обнаружили каннабиноиды: тот самый едкий дым, которые вдували ему в противогаз полицейские. В шесть утра парня привезли на допрос к следователю, а затем – в суд, где его оштрафовали за употребление наркотиков.
Пока Тутынин катался по поселку, Павлов, Олоктонов и Плотников пытали Никиту К. по тому же сценарию.
После того, как мальчик отказался признаваться в преступлениях, его привязали к лавочке, надели противогаз и стали бить дубинками. После этого Павлов сел на подростка и сдавил трубку забора воздуха. В этот момент Никиту стошнило. Так как на нем был противогаз, рвотные массы не могли выйти изо рта. Парень вдохнул их и умер от асфиксии.
Полицейские привезли тело Никиты в больницу имени Семашко. Плотников нашел санитара, который, не нащупав у задержанного пульс, посадил тело в коляску и повез в больницу.
Полицейские нервничали и рассказывали, как пытались задержать парня, тот убегал и ему внезапно стало плохо. Реаниматолог, только взглянув на тело, сказал: «Вы же нам труп привезли!». Испуганный Павлов стал говорить, что десять минут назад тот еще был жив.
В тот же день возбудили уголовное дело по статье «Убийство».
Все пятеро полицейских поначалу проходили как свидетели, хотя Тутынин уже рассказал о пытках.
Полицейские клялись, что не применяли насилия, а Никита так старался убежать, что задохнулся на ходу. После того, как его задержали, ему становилось все хуже и стражи порядка поспешили увезти его в больницу. Позже полицейские вообще стали намекать, что задержанных избили бойцы ОМОН. Обвинение им не предъявляли, пока 20 июня 2016 года сюжет о происшествии не показали по «Первому каналу». После этого дело отдали следователям из Новосибирска и полицейских арестовали.
В августе полицейские начали менять показания: четверо обвиняли Павлова, а он обвинял коллег. Омоновцы и продавщица рассказали, как Павлов бил задержанных. Сейчас показания всех пятерых расходятся, но все отрицают вину. Показания свидетелей и Дмитрия Тутынина, экспертизы – все указывает на преступление. В машине Павлова нашли кровь погибшего, на одеяле - волокна с его одежды. На одежде Павлова и Плотникова обнаружили следы пота, крови и рвоты.
Уголовное дело состоит из 50 томов. Дело рассматривает Верховный суд Бурятии, ведет дело Соном Габаев, которого в 2017 году признали лучшим судьей года. Первое заседание прошло в августе 2018 года. Пока за 17 заседаний только опросили свидетелей. Роман Сукачев, адвокат матери погибшего, уверен, что судья вынесет обвинительный приговор. А пока все фигуранты, кроме Павлова, продолжают работать в органах, несмотря на уголовное дело.