Эпопея под названием «Трамп наш». Вердикт: сговора с Путиным не было
В США завершилось эпохальное и волокитное расследование о вмешательстве России в выборы американского президента в 2016 году.
В том, что Россия вмешивалась в избирательный процесс в США, не сомневается никто. Даже Дональд Трамп не оспаривает этот факт. В феврале 2018 года американские власти впервые предъявили прямые обвинения Москве.
Спецпрокурор Роберт Мюллер, который возглавил ход расследования, обвинил близкого к Кремлю бизнесмена Евгения Пригожина в организации так называемой фабрили троллей, сотрудники которой вели пропаганду за Трампа и против его соперницы Хиллари Клинтон в социальных сетях.
Работники «фабрика троллей» создавали фальшивые аккаунты в соцсетях с использованием имен вымышленных и реальных людей, живущих в Соединенных Штатах. С фейковых аккаунтов они публиковали посты и комментарии, призванные создать в американском обществе предубеждённое негативное отношение к кандидату от Демократической партии.
Второй составляющей российского вмешательства в выборы в США стали хакерские атаки на серверы Демократической партии. Атаки были успешными: российским хакерам удалось взломать почту Хиллари Клинтон и других демократов.
Однако до сих пор оставался открытым вопрос о том, был ли сговор между Трампом и Кремлём: то есть вступал ли на тот момент кандидат в президенты от Республиканской партии в какие-либо контакты с российской стороной.
Соответствующее расследование стартовало весной 2017 года после того, как Дональд Трамп уволил с поста директора ФСБ Джеймса Коми, который первым заинтересовался возможным сговором Трампа с Москвой.
Этот вопрос расследовали почти два года. Итоговый доклад занял 445 страниц. 22 марта, изучив доклад, вердикт озвучил генпрокурор США Уильям Барр. Вердикт генпрокурора звучит так: следователи не нашли доказательств, что Трамп или кто-либо из организаторов его избирательной кампании вступили в сговор с представителями российского истеблишмента, чтобы повлиять на итоги выборов.
В то же время следователи не оправдали Трампа по обвинению в препятствовании правосудию (в частности, при увольнении директора ФСБ), но и прямых обвинений при этом не выдвинули. В докладе на этот счёт значится довольно абстрактная формулировка: «нельзя утверждать, что президент совершил преступление, но нельзя и оправдать его».
В конечном счёте генеральный прокурор не нашёл оснований для того, чтобы предъявлять Трампу официальные обвинения.
Дональд Трамп тем временем ликует. «Отсутствие сговора, отсутствие препятствий, полное и тотальное оправдание. Сделаем Америку великой вновь!» - написал Трамп в своём твиттере, когда генпрокурор озвучил вердикт.
Но у хэппи-энда есть червоточина. Генпрокурора Барра, который подытожил доклад спецпрокурора Мюллера, обвинили в ангажированности: якобы он неправильно и слишком быстро интерпретировал результаты расследования, чтобы считать их компетентными. Теперь Барра хотят вызвать в Конгресс на слушания и требуют от него обнародовать полный текст расследования.