Избить и не ответить
В последних числах сентября 2004 года исполняющий обязанности начальника Управления собственной безопасности (УСБ) ГУВД Иркутской области полковник внутренней службы Г.П.Слинков отправил вот такое письмо на имя Л.И.Белевой, жительницы г. Тулуна, матери потерпевшего Саши Белева: "Уважаемая Любовь Ивановна! Ваше заявление на действия сотрудников Тулунского ГРОВД Ивуса А.Ю. и Желтобрюха В.А. рассмотрено руководством ГУВД Иркутской области. Управлением собственной безопасности проведена проверка, в ходе которой нарушений законности со стороны вышеуказанных сотрудников милиции не установлено".
Я спросил Сашу Белева: кто из сотрудников УСБ встречался с ним, когда проводил проверку заявления Любови Ивановны? И услышал в ответ: никто из проверяющих со мной не встречался...
Жаль, что представитель УСБ не захотел или не нашел времени, чтобы выслушать потерпевшего. А если бы выслушал, то узнал бы кое-что любопытное о нравах местных блюстителей порядка в лице сотрудников ОБЭП Ивуса и Желтобрюха.
Дело было поздним вечером 30 июля 2004 года. Александр Белев с друзьями и подругами отдыхал в городском саду. В пешеходную зону городского сада, куда въезд автомобилям под управлением обычных законопослушных граждан запрещен, заехали две иномарки. За баранкой одной машины был некто Мамедов, а пассажирское сиденье занимал сотрудник ОБЭП Ивус. Второй иномаркой, "Хондой", управлял милиционер по фамилии Желтобрюх, а рядом сидел некто Ханбабаев. Ничуть не смущенные тем, что они разъезжают по пешеходной зоне, милиционеры и гражданские лица остановили свои тачки возле группы молодых людей.
Ханбабаев, высунувшись в окно "Хонды", обратился к Саше Белеву. Почему именно к нему, остается неясным. Скорее всего, выбор жертвы был случайным. Ханбабаев спросил Белева: ты зачем на колесо машины плюнул? Ну-ка иди сюда!..
Излишне говорить, что никто из группы ребят ни на какое колесо не плевал. Послушно отзываться на оскорбительный тон незнакомца, который, судя по его поведению, был навеселе, -- значит себя не уважать. Белев ответил что-то вроде: если тебе надо -- сам подойди.
Ханбабаев, чья гордость, видимо, была задета независимым поведением молодого парня, выскочил из машины и набросился на Белева с кулаками. Офицеры милиции Ивус и Желтобрюх тоже не стали отсиживаться в салонах автомобилей. Они выбрались наружу и тоже в охотку, с огоньком помахали кулаками и ногами, вырубив совершенно незнакомого им парня.
Позднее врач установит у потерпевшего следующие телесные повреждения: закрытая черепно-мозговая травма и сотрясение головного мозга, кровоподтеки на носу, на челюсти и под глазом, а также кровоизлияние на белой оболочке правого глаза. Все эти повреждения квалифицируются как легкие, причинившие вред здоровью по длительности его расстройства на срок не более 21 дня. Однако был выявлен еще и перелом скуловой кости, а эта травма уже посерьезнее будет, она относится к средней степени тяжести, и на ее лечение потребуется поболее трех недель. Значит, и наказание за такое телесное повреждение тем, кто его нанес, предусмотрено значительно строже.
Саша Белев, повторю, не был знаком с людьми, напавшими на него, и уже поэтому негодяи могли избежать ответственности за свое деяние. Однако Саша не потерял самообладания даже в процессе избиения и сумел запомнить госномер автомашины "Хонда". И вот тебе на! Оказывается, на этой иномарке разъезжают сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями Ивус и Желтобрюх! При встрече Александр Белев сразу же опознал тех незнакомцев, которые набросились на него июльской ночью. А позднее был "идентифицирован" и инициатор избиения Ханбабаев. Надо отдать ему должное: когда началась проверка заявления потерпевшего Белева, Ханбабаев сам явился в милицию и попытался взять всю вину на себя. Дескать, бил студента сам-один, никакой подмоги со стороны милиционеров не было, и он готов оплатить лечение потерпевшего...
Однако такой "благородный" поступок правового развития не получил: свидетели инцидента -- ребята из компании Саши Белева -- показали, что Ивус и Желтобрюх тоже пускали в ход кулаки. Надо признать, что служивые люди также пошли, так сказать, на вынужденный контакт с потерпевшим. Но и тут они действовали с позиции силы. Один из ментов примерно в такой тональности разговаривал с Белевым: ты чего хочешь, сопляк? Проблем хочешь? Да ты знаешь, что "заказать" тебя обойдется в каких-то десять тысяч "деревянных"?..
Понятное дело, весь разговор на этом и закончился -- Саша не пожелал выслушивать хамские "извинения" офицеров милиции...
Следователь Тулунской межрайонной прокуратуры Т.Степаненко, рассмотрев поступившие из милиции (!?) материалы по факту избиения Александра Белева, вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по статьям 285 и 286 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий соответственно) в отношении Ивуса и Желтобрюха. Дескать, в момент избиения потерпевшего оба офицера находились не на службе, а просто отдыхали, как, впрочем, вместе с ними отдыхал и гражданин Ханбабаев. Следователь прокуратуры признавал, что в действиях вышеназванной троицы "усматривается состав преступления, предусмотренный ст. 116 УК РФ" (нанесение побоев), однако уголовное преследование по этой статье осуществляется "в частном порядке". То есть потерпевшему Белеву дают понять: если он все еще жаждет сатисфакции, то ему следует обратиться в суд с соответствующим заявлением...
А представитель УСБ вообще не усмотрел, как сказано выше, никаких нарушений законности со стороны Ивуса и Желтобрюха! Это ж куда и как, какими глазами надо смотреть, чтобы очевидных вещей не увидеть!? Или милиционеры не били Сашу Белева?.. Так ведь били! Почему же в этом избиении они не виноваты?..
Александр Белев направил жалобу на имя областного прокурора Анатолия Мерзлякова, в которой просит отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем Тулунской межрайонной прокуратуры Т.Степаненко. О том, какой будет реакция областной прокуратуры (если она, реакция, вообще будет), мы расскажем нашим читателям.