ТОРы в Прибайкалье: крокодилы летают низенько-низенько
В Тулуне и Байкальске собрались устроить Валгаллу для бизнесменов-неудачников территории опережающего экономического развития (ТОСЭР, или ТОР). Но лучше уж вызвать на помощь пострадавшим муниципалитетам Тора, Одина или еще кого из скандинавского пантеона. Толку будет больше.
Ведь если в благословенном статусом ТОРа периметре развитие опережающее, то за периметром должно быть хотя б обычное. Ну, на нормальной скорости. А у нас стабильность. Противоположность развитию. Извоз, торговлишка-перепродажа, стрижка граждан, лесные полуворовайки либо воровайки в анамнезе. Если муниципалитету не повезло с добычей ресурсов или с живучими советскими предприятиями, экономическая картина маслом там примерно такая. Разве что слегка облагорожена какими-нибудь фермерами и новаторами-одиночками. Кого опережать?
И ведь это не терминологическая придирка. ТОРы-ТОСЭРы без общего развития экономики теряют смысл.
А ведь в президентском указе «О национальных целях развития РФ до 2024 года» и вовсе прописано: развитие в ТОРах должно быть не просто «ускоренным», а в темпах экономического роста выше мировых.
То есть выбранная под ТОР территория должна рыть копытами землю. Рваться вперед, чтобы власти-то еле сдерживали вожжи умелой рукой наездника. Там у инвестора должны быть условия, чтобы седлать мировые тренды, делая, к примеру, крутую электронику. Что и получилось у азиатских стран.
А у нас, простите? В июне правительство Прибайкалья отчиталось, что в трех ТОРах Иркутской области (Усолье-Сибирское, Саянск, Черемхово) работают, прости Господи, 17 резидентов. И создали они за все прошедшее время колготни 300 (триста) рабочих мест. 17,64 места на каждого.
Напомним, в 2016-м премьер Медведев дал старт ТОРу в Усолье с претензией трудоустроить почти шесть тысяч человек.
Ладно количество. В конце концов, диверсификация же. Дадим стране угля хоть каждый помалу. Чего в этих территориях делается? С чем наперевес пойдем поражать планету? Чтобы «темпы выше мировых»? А вот, с колбасами богатырскими да с матрацами. В июне начали производство древесных пеллет. Дров из опилок. Рапортуют, что устроено на этот индустриальный гигант 22 усольчанина. И они выдают продукцию, которую планируется «экспортировать в страны Европы».
В Евросоюзе 28 стран. Некоторым сотрудникам придется взять на себя по две. Ну, ничего. Выберут самые теплые.
На фоне взятых пасынками в ТОРы моногородов получше смотрятся дальневосточные территории. У них и преференций больше, приманок. Но там и вообще – другая тема. Китайцы идут к нам, по большому счету, не протягивать лапу за кислыми исполкомовскими льготами. У них свои основания. Избыток сил и недостаток ресурсов.
А хиреющие российские моногорода и вовсе что сулят потенциальным кормильцам? Только скидки в налогах. А это ведь просто бонус. И уж никак не генеральный аргумент для решения вкладывать деньги в территорию.
Да и нашим бизнесменам что эти скидки? Есть и менее опасные способы не очень тратиться на налоги, чем прозрачность работы. Видавшим жизнь российским предпринимателям такие налоговые льготы и статус резидента нужны, пользуясь поговоркой из «Поднятой целины», как цыгану матерь.
А если какие прогоревшие в суровой реальности идеалисты все ж наскребут 100 тысяч на бизнес-план и подтянутся в ТОР в простодушных надеждах, то в массе своей ненадолго. Наш чиновник бизнесмену в правовом поле не помощник. Особенно в Иркутской области, где, по батьке Лукашенко, во власти вечные перетрахивания.
При этом губернаторы меняются, а менталитет-то нет! Недаром с писанным ТОРом носился едрос-Ерощенко, а потом и красный Левченко, который, похоже, этот статус расценивает как некую территорию блата. А если счастья своего резиденты не понимают, надо тащить. А какие еще нужны условия для инвестиций?!
На месте должны работать люди, соображающие в реальной экономике. А у губернатора и министра экономразвития-то нет. Впрочем, и у большинства других ТОРов в моногородах России шуба не заворачивается.
В этом печальном процессе мертворождения надо учесть и роль фискальных органов. Даже если бизнесмен чист как пионер – в рвении навести порядок на государевом экспериментальном участке они могут загонять резидента так, что он поймет свою ошибку.
- Товарищ прапорщик, а крокодилы летают? - Что?! Кто сказал? - Товарищ майор. - Летают, но низенько-низенько...