Ачинск термоядерный
Когда услышал о том, что во время взрыва артиллерийского склада некоторые ачинцы подались в эвакуацию, я, признаться, несколько усомнился. Как? Ачинцы, которым всегда был присущ пофигизм, и в эвакуацию? Впрочем, напрасно я сомневался в своих земляках. По случаю окончания взрывов на городской площади был устроен фейверк.
Теперь о несколько более серьезных вещах. Вы в курсе, что жили и живете под прицелом американских ядерных боеголовок?
В 2016 году я написал и вскоре опубликовал книгу "Ядерная война. Уничтожить друг друга!", в которой значительное внимание было уделено планированию ядерной войны, то есть тому, как выбирают цели для ядерных ударов и рассчитывают наносимый ущерб. В США был опубликован ряд работ и рассекреченных документов, и в эту кухню теперь можно заглянуть. Современные планы, конечно, секретны, но принципы остались те же самые.
Уже после того, как я сдал рукопись в издательство, приснился мне странный сон: мой дом на улице Буторина, рядом с железной дорогой, ночь, и вдруг вспыхивает и все заливает сильный, слепящий свет... Проснувшись, я понял, что сон этот не просто так. Открыл Ачинск в Яндекс-картах и линейкой измерил расстояние от западной горловины станции Ачинск-I до своего дома. 1800 метров. Ну да, ахнуть бы не успели. Для боеголовки в 400 килотонн, зона сильных разрушений составляет несколько более 2000 метров. Если бы ядерная война произошла в пору моего детства, то мне выжить бы не удалось.
При планировании ядерных ударов, поскольку количество боеголовок велико, но не беспредельно, старались выбрать такую точку прицеливания, чтобы нанести максимальный ущерб военной, производственной и транспортной инфраструктуре. В зону сильных разрушений боеголовки определенной мощности должно было попасть как можно больше ценных объектов. Так планы ядерной войны составлялись в США, так же они составлялись и в СССР. Да и теперь тоже.
В Ачинске есть несколько целей стратегической важности. Во-первых, НПЗ. С момента своего постройки и пуска он занял почетное место в американских планах ядерных ударов наряду с другими крупными НПЗ. Во-вторых, АГК, в советское время поставщик глинозема, а также крупная ТЭЦ. В-третьих, станция Ачинск-I. Она в чем-то поважнее будет. Это узловая станция, с ответвлением на юг к Абакану, и на север к Лесосибирску. Через западную горловину станции проходит эстакада с путями на южный ход, на Назарово и далее на Абакан. Сразу за западной горловиной железнодорожный мост через Чулым, кстати, единственный на Транссибе. Все это на пятачке примерно километр на километр площадью.
Уверен, что эта станция была в списке важнейших целей для американских ядерных ударов с самых ранних пор. Очень уж удобная получалась точка прицеливания - хорошо видимая с высоты петля. И ущерб получался большой. Ядерный взрыв перерубал Транссиб разрушением станции и моста. Станцию можно быстро восстановить, а вот с мостом придется повозиться. Восстановить взорванный пролет крупного моста - это уже месяц работы. Очень близкий ядерный взрыв, как следует из испытаний, несомненно снес бы мост целиком и, возможно, повалил бы его опоры. Разобщение важнейших транспортных коммуникаций в самый пиковый момент, когда перевозки нужны как воздух.
В ракетные времена, где-то в штате Монтана стояла в шахте ракета LGM-30G Minuteman, нацеленная на Ачинск. Три боеголовки W78 по 340 килотонн каждая. В случае ядерной войны она должна взлететь и пойти по трансполярной траектории. В космосе, на высоте около 1100 км, после отделения второй ступени и отстрела обтекателя, система наведения выводила блок с боеголовками на траекторию. Несколько импульсов двигателей ориентации и отделение боеголовок: одна на НПЗ, вторая на станцию, третья на АГК. 15 минут до цели. Три короткие вспышки в небе при входе в атмосферу и три ядерных взрыва, один за другим.
Ужасно, скажете? Что же вы хотите? У ядерной войны и ее планирования была своя, беспощадная логика. С обеих сторон.
Сейчас американские ракеты перевооружены на моноблочную боеголовку W87 мощностью до 475 килотонн. Так что, по действующей версии плана SIOP, на Ачинск нацелены как минимум две ракеты: одна на НПЗ, а другая на железнодорожную станцию.
Об этом, кому было положено, знали и готовились. Понтонный мост, который каждый год наводят через Чулым, предназначается на тот случай, если станция и мост будут разрушены ядерным взрывом. Он позволял быстро возобновить перевозки. Грузы можно было забрать со станции Тарутино, перевезти автомобилями до станции Зерцалы и снова погрузить в вагоны. Дорога получается почти по прямой. В 1980-х годах даже стали строить новую станцию Ачинск-III у Белого Яра, что сокращало бы дорогу, но в эпоху ядерного разоружения в конце 1980-х годов забросили ее. Понтон был важен еще и потому, что американцы могли не пожалеть ядерной боеголовки на автомобильный мост через Чулым. Обход его очень далекий, аж через Дубинино.
И как ко всему этому относиться? Во-первых, спокойно. Если это произойдет, это будет внезапно и от ядерного взрыва не убежишь. Во-вторых, с гордостью. Ачинцы живут в городе стратегической важности.