«Мы боимся «Роснефти». Худайнатов - разменная монета для Сечина?
Череда попыток Эдуарда Худайнатова завлечь на Пайяхское нефтяное месторождение иностранных инвесторов закончилась неудачей. После долгих мытарств «Нефтегазхолдинг» Худайнатова, владеющий лицензией на Пайяху, прибился к «Роснефти». Но монструозная госмонополия затеяла свои игры, в которых Пайяха - лишь разменная монета.
В предыдущей публикации мы рассказывали о коалиции Эдуарда Худайнатова и Игоря Сечина вокруг месторождений на полуострове Таймыр на севере Красноярского края.
«Нефтегазхолдинг» и «Роснефть» планируют создать совместное предприятие и объединить свои месторождения в единый арктический кластер. Речь идёт о Тагульском, Сузунском и Лодочном месторождениях «Роснефти» (так называемый Ванкорский кластер), а также Пайяхском месторождении «Нефтегазхолдинга». Создание арктического кластера продвигается (с заходом на государственную поддержку) под милой президенту Путину идеей развития Северного морского пути.
Сечин и его приспешник Худайнатов: наполеоновские планы на Таймыр
При этом отношения «Нефтегазхолдинга» и «Роснефти» не носят паритетный характер. Компанию Худайнатова называют сателлитом госмонополии, её мелким спутником.
В интервью РБК в мае 2018 года Эдуард Худайнатов без обиняков признался, что боится того, что «Роснефть» поглотит «Нефтегазхолдинг». На тот момент «Нефтегазхолдинг» пребывал в активном поиске инвесторов для Пайяхского месторождения. В ответ на вопрос журналиста, не рассматривает ли Худайнатов возможность того, что Пайяху профинансирует «Роснефть», владелец «Нефтегазхолдинга» ответил: «Мы боимся «Роснефти»: она нас поглотит».
«Говорят, что по четвергам вы играете с главой «Роснефти» Игорем Сечиным в теннис. Он хороший спарринг-партнер?» - «Я не завидую тем мастерам спорта, которые с ним на спарринг бы вышли. Он всегда выигрывает», - сказал Худайнатов в беседе с РБК.
Прошёл год - и «Нефтегазхолдинг» после череды неудачных попыток привлечь к Пайяхе иностранных инвесторов скооперировался с «Роснефтью».
Отметим, история попыток Худайнатов завлечь на Пайяху инвесторов весьма обширна. Бизнесмен признавался, что его компании тяжело заниматься Пайяхой в одиночку, а проект очень капиталоёмкий. Стать соинвесторам месторождения Худайнатов предлагал то британской British Petroleum, то китайской CEFC. Обсуждал продажу Пайяхи или доли в «Нефтегазхолдинге» (на выбор) с Катаром. Но безуспешно.
Между тем у государственной монополии своя игра, в которой Пайяха представляется разменной монетой, способом достижения своих собственных целей.
Как мы уже упоминали, «Роснефть» объединяется с «Нефтегазхолдингом» и присоединяет к единому арктическому кластеру свои нефтегазовые месторождения с Ванкорского кластера. Сейчас на уровне президента и правительства активно выбиваются льготы и меры господдержки под это дело.
Добыча на Пайяхе лишь маячит на горизонте - сперва нужно крупно вложиться в инфраструктуру, которой сейчас под Пайяху нет. В то же время Ванкорский кластер уже разрабатывается - и налоговые льготы под него для «Роснефти» очень кстати. В этой логике объединение с «Нефтегазхолдингом» в единый кластер выгодно в первую очередь именно «Роснефти».
Так что Худайнатов отчасти был прав, когда выражал опасения относительно «Роснефти» - даже если его суждения на тот момент имели саркастически-шуточный оттенок.