Борьба за власть в Бурятии: амбиции зампреда Зураева как угроза будущему республики
На Площади Советов окончательно сформировалось противостояние двух политических лагерей. В августе 2019-го года они разыграли ключевой пост министра экономики — это первое открытое столкновение лидеров бурятского правительства. Война за власть объявляется открытой.
Хрупкое равновесие в республиканских верхах пошатнулось в июле 2019-го. Тогда не гениальный, но и не провальный министр экономики Александр Бардалеев был отправлен в отставку. Формально «по собственному желанию», но чиновник не скрывал, что уходить не планировал.
«Иногда бывают жизненные ситуации, к сожалению — а может быть, к счастью, когда ты не особо властен над ситуацией... Я сделал очень мало — хотелось бы сделать очень много», — цитировал Бардалеева «Тивиком» 25 июля.
Самое странное в этой отставке — микроскопический срок, который Александр Бардалеев отработал в минэке. Бывший глава бурятского офиса «Росбанка» приступил к обязанностям в правительстве в январе 2018 года в качестве победителя республиканского конкурса министров.
Из всех министров, назначенных по итогам этого конкурса, Бардалеев был наименее скандальным. Соелма Дагаева, например, вызывает у культурных деятелей Бурятии только поток нецензурщины в свой адрес, а министр здравоохранения Дамбинима Самбуев провалил вообще все, что только можно.
Но самое главное, что в нынешнем правительстве Бурятии попросту не принято выносить приговоры министрам и зампредам за столь короткий срок. И уж тем более главам сложных и зависимых от сотни факторов ведомств, каким безусловно является министерство экономики.
Бардалеев успел пройти лишь один финансовый период — 2018-2019 годов. В это время на Бурятию свалились десятки миллионов федеральных рублей в связи со вступлением в Дальневосточный федеральный округ; министр экономики на уровне отработал связанные инвестиционные проекты, ни один московский рубль не отправился мимо кассы. Да, Бардалеев не воскресил стагнирующую бурятскую экономику за полтора года — но на это не способен вообще никто, и уж тем более не заменивший его Вячеслав Ирильдеев.
Все это указывает на то, что причины отставки Бардалеева имеют не управленческий характер, а политический. Для понимания этой ситуации необходимо обратиться к событиям февраля 2019 года, когда первый зампред правительства Бурятии Игорь Шутенков отправился на работу в мэрию Улан-Удэ и уступил свое кресло Игорю Зураеву.
В апреле 2017 года Зураев стал зампредом по экономическому развитию — как понятно из названия, должность предполагала тесное взаимодействие с Бардалеевым. Зураев знал о коллеге все. В феврале 2019 года он пошел на повышение и был утвержден врио первого зампреда правительства; 14 февраля Народный Хурал официально утвердил Игоря Зураева в должности.
Бывшие коллеги не смогли пережить перехода отношений на уровень «начальник-подчиненный». Новый первый зампред захотел иметь своего министра экономики — пусть не столь талантливого и опытного, как Бардалеев, но лояльного.
Идеальным кандидатом на пост Зураев видел заместителя министра сельского хозяйства Екатерину Кочетову — об этом в июле 2019 года сообщали сразу несколько телеграм-каналов, в том числе и те, что заранее предсказали отставку Бардалеева и сообщили о его конфликте с первым зампредом. Источник Бабра на Площади Советов также подтвердил информацию о Кочетовой.
Плану не суждено было сбыться — в дело вмешался другой крупный игрок Площади Советов, председатель администрации главы Бурятии Баир Цыренов. В результате кандидатуру Кочетовой удалось отклонить, а министром экономики стал Вячеслав Ирильдеев. Пока он работает с приставкой «врио» в качестве первого заместителя, но это формальность — до конца года его официально утвердят главой ведомства.
Таким образом Зураев не смог довести до конца свои планы по захвату экономического крыла правительства Бурятии и по большому счету проиграл первое серьезное столкновение с оппонентами.
Но наивно было бы полагать, что столь грубое вмешательство первого зампреда во внутренние дела минэка не повлекут за собой никаких последствий. Своими действиями Зураев, по большому счету, бросил вызов Цыренову.
Стоит отметить, что Цыренов в этой ситуации попросту обороняет свои позиции и сдерживает наращивание сил крупным кланом, который и без выходок Зураева ведет себя довольно вольготно. Депутат Госдумы Николай Будуев занимается посадками правительственных чиновников; депутат Хурала Татьяна Мантатова с группой сторонников сваливает правительственного омбудсмена по правам ребенка Татьяну Вежевич, согласованную главой Бурятии; директор республиканской больницы им. Семашко Евгения Лудупова ведет дела с коммунистом Вячеславом Мархаевым.
Все эти действия объясняются весьма прозаичной борьбой за власть. Укрепление Игоря Зураева не успокоило, а лишь раззадорило его покровителей и союзников.
Схватка за минэк была проиграна, но это только начало — первый зампред очень скоро предъявит свои претензии на другие сферы влияния и неизбежно встретит отпор. Все это должно вызывать большие опасения не только на самой Площади Советов, но и у дальневосточного полпреда Игоря Меняйло, который теперь отвечает за выполнение Бурятией многочисленных национальных программ.
Столкновение двух авторитетов республиканского правительства неизбежно обернется рядом отставок, перетряхиванием министерств и подковерными интригами. Открытой войны не будет, поскольку над обоими есть общий начальник, который ее не допустит — глава республики. Но напряжение будет расти, и оно негативно скажется на всех проектах республиканских властей. О какой работе может идти речь, когда правительство расколото надвое?
Фото: russianstock.ru
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]