В Иркутской области массово оспаривают соглашения Минлеса с заготовителями древесины
Прокуратура оспаривает в Арбитражном суде Иркутской области дополнительные соглашения регионального Минлеса и лесозаготовителей на увеличения объёмов рубки леса на арендованных участках. Надзорное ведомство выиграло уже два иска. Положительное решение по одному из них принято 27 февраля, сообщается в материалах дела.
Истцом в деле выступила прокуратура региона в интересах управления Росимущества Иркутской области и Бурятии и правительства Иркутской области. Ответчиками стали Минлеса и ООО «ЛесПромСервис», зарегистрированное в областном центре. Как следует из материалов дела, прокуратура оспаривала дополнительное соглашение, заключённое в апреле 2018 года. Ответчики исковые требования не признали. Кстати, как отмечается в выписке ЕГРЮЛ, учредителем «ЛесПромСервиса» является компания «Сустра Холдинг Лимитед», зарегистрированная на Кипре, а за гендиректором иркутского предприятия Сергеем Кориневым числится ещё несколько фирм, так или иначе связанных с лесозаготовкой.
Кстати, прокуратура добивается отмены и самого договора аренды участка, расположенного на территории Киренского, Усть-Кутского, Нижнеилимского и Мамского лесничеств. Его общая площадь превысила 621,8 тысяча га, а объём заготовки древесины – 1 млн кубических метров. Прокуратура настаивает на том, что аукционная документация была сформирована с нарушением федерального законодательства. В частности лесной участок фактически включает в себя шесть самостоятельных лесных площадок, не имеющих границ. Укрупнение лота в надзорном ведомстве считают необоснованным. Это ограничивает конкуренцию между участниками торгов, что влияет на итоговую цену. Помимо этого, некоторые из переданных в аренду «ЛесПромСервису» участков относятся к категории защитных. Сейчас дело рассматривается в Четвёртом апелляционном суде в Чите.
В этом же суде рассматривают и другое дело, связанное с незаконным, по мнению прокуратуры, выделением участков под заготовку древесины. Речь идёт уже об Иркутском районе – площадка находится в Голоустненском лесничестве. Участок площадью 3,1 га отдали в аренду в 2017 году. Однако это земли в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а, значит, здесь действует особый правовой режим: заготавливать лес здесь попросту нельзя. Ответчиком по делу выступает ремонтно-строительное предприятие «Топка», зарегистрированное в посёлке Малая Топка.
Это не первый в Иркутской области случай махинаций с лесными землями особого назначения. Скандал разразился в 2018 году, когда стало известно, что Минлеса Иркутской области вместо того, чтобы охранять леса особого назначения, даёт добро на вырубку. Так произошло с заказником Туколонь в Казачинско-Ленском районе, где под видом санации леса под вырубку ушло 116 га, а планировалось 600 га, ущерб мог достичь 2 млрд рублей. Итогом стало уголовное дело в отношении замминистра лесного комплекса Алексея Туги. Позже стало известно, что Генпрокуратура выявила многочисленные нарушения лесного законодательства, как результат – уголовное дело уже в отношении главы регионального Минлеса Сергея Шеверды в сентябре 2018 года. Несмотря на это, чиновник продолжает занимать свой пост и отчитываться об успехах ЛПК, заявляя о снижении незаконных порубок и росте налоговой отдачи. Его слова резонно вызывают сомнения у представителей надзорных ведомств. Например, руководитель Байкальской природоохранной прокуратуры Сергей Зенков недавно прямо заявил, что ситуация с Туколонью – лишь вершина айсберга и таких случаев в регионе тысячи. По данным прокуратуры, за последние годы объем санитарных вырубок вырос в три раза. В реальности, по словам Сергея Зенкова, происходит коммерческая заготовка древесины под видом санитарных вырубок.
Большинство исков по дополнительным соглашениям Минлеса Иркутской области с лесозаготовителями направляет именно Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура. Один из них она уже выиграла: суд вынес решение 20 февраля. Ответчиками, помимо министерства, выступали два предприятия – ООО «Вертикаль-Б» и «Братсквуд», руководителем которых, согласно выписке ЕГРЮЛ, является лесопромышленный магнат и ныне депутат Заксобрания Иркутской области Евгений Бакуров. Его деятельность, кстати, раскритиковал на недавних депутатских слушаниях в Заксобрании сенатор от Иркутской области Сергей Брилка.
В материалах суда указывается, что участок был арендован в 2010 году. По данным прокуратуры, изначально с лесозаготовителем по итогам аукциона заключили договор аренды лесного участка только для проведения рубок ухода за лесами с ежегодным отпуском древесины 1,1 тысяч кубометров. В 2017 году дополнительным соглашением между Минлеса и структурами Евгения Бакурова объём рубок на арендованном участке необоснованно увеличили в 74 раза. Документ предусматривал незаконные сплошные и выборочные санитарные рубки без лесопатологических обследований. Под пилы и топоры дровосеков шли не простые, а ценные нерестоохранные защитные леса, отмечается в пресс-релизе Байкальской природоохранной прокуратуры.
Прокуратура доказала необоснованность назначения санитарных мероприятий. Состояние лесов не требовало сплошных санитарных рубок, что подтверждается материалами прокурорской проверки, проведённой с привлечением специалистов.
Как рассказали Телеинформу в пресс-службе Байкальской природоохранной прокуратуры, дело о незаконных санитарных рубках в Падунском лесничестве – лишь первое в целой череде. На рассмотрении суда находятся сейчас четыре аналогичных иска. Скоро поступят материалы ещё четырёх-пяти исков.
– Всего примерно 10 исков по необоснованно крупным увеличениям объёмов заготовки. Ответчиками в каждом иске, помимо Минлеса, выступают разные компании, – рассказали в Байкальской природоохранной прокуратуре. – Все соглашения были заключены в последние пару лет, а участки, отдававшиеся в аренду, относились к нерестоохранным защитным лесам. Это особо ценные леса и крупные рубки здесь запрещены по закону.
Как отмечают в ведомстве, сейчас действия должностных лиц министерства лесного комплекса Иркутской области получают уголовно-правовую оценку. Не исключено, что многочисленные тяжбы в Арбитраже обернутся ещё не одним уголовным делом, тем более, что дела в лесном комплексе Иркутской области всё больше и больше вызывают критику и вопросы не только со стороны надзорных органов.