18+

Артур Скальский

©  Байкальские Вести

Иркутск Байкал

3151

08.02.2005, 12:14

Иркутские загадки транспортной монетизации

Все не так просто

С 1 февраля в Иркутске началась продажа льготных билетов для пенсионеров, федеральных и областных льготников. Цена единого проездного на месяц -- 150 рублей. Как сообщил мэр города Владимир Якубовский, власти Иркутска намерены по итогам февраля -- марта сделать анализ, сколько льготников реально пользуются муниципальным транспортом и покупают единые проездные. По истечении этого времени будет названа необходимая сумма дотаций, и мэрия продолжит переговоры с администрацией области о частичной компенсации затрат транспортным предприятиям за льготников. Тем не менее вопросы о льготах для пенсионеров у всех на слуху. А вот другая категория социально незащищенных -- дети -- остается вне поля зрения всех ветвей власти, включая четвертую, СМИ.

Дело в том, что с 1 февраля в Иркутске были отменены льготные проездные билеты для школьников на все виды городского транспорта. Формально их упразднили уже с января 2005-го, то есть с момента вступления в силу федерального закона N 122, но большинству школьников еще в декабре родители купили проездные на январь. Поэтому первый месяц нового года школьники прожили, вернее -- проездили, на тех же условиях, как и до монетизации. Однако сейчас выяснилось, что дети, начиная с семилетнего возраста, у нас в стране (и в Иркутске, в частности) приравнены к взрослому населению и обязаны полностью оплачивать свой проезд.

"За детство счастливое наше..."

Вот тут-то и появилась масса вопросов. Во-первых, дети (в нашем случае -- школьники) -- это единственная категория населения, которая до 18 лет находится на иждивении и не имеет никакого дохода. Судите сами. Пенсионеры, инвалиды, ветераны получают пенсии, хотя и небольшие. Военнослужащие, эмвэдэшники, эфэсбэшники -- зарплаты, студенты -- стипендии. И только дети -- ни-че-го! И именно их лишили "дешевого" проезда в общественном транспорте. Во-вторых, школьники -- это та категория граждан, которые до 2005 года ЧАСТИЧНО оплачивали проезд -- 30 процентов от полной стоимости. И стало быть, не входили в число двенадцати категорий (в некоторых регионах эта цифра приближалась к 40) льготников, которые имели право АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНОГО (!) проезда. Значит, и отменять школьникам было формально нечего. Поэтому в законе об отмене БЕСПЛАТНОГО проезда для школьников в городском транспорте нет ни строчки.

Между тем, с молчаливого согласия центра, региональные власти с готовностью поспешили залатать бюджетные дыры за счет кармана детишек. Наш Иркутск не стал исключением. Есть ощущение, что авторы закона вообще выпустили из виду детей. Уместно уточнить, что до 2005 года дети не получали от государства ни бесплатных лекарств, ни бесплатного проезда в пригородном транспорте, ни льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Бесплатных зубных протезов детям и подросткам тоже не полагалось, хотя они им, понятное дело, и не нужны...

В главном законе страны -- Конституции -- сказано, что Россия -- социальное государство. Но создается такое впечатление, что несовершеннолетние дети не относятся к категории социально незащищенных граждан. Простой пример. Только мамаша с младенцем выпишется из роддома, а соответствующие службы зарегистрируют ребеночка, сделают соответствующую запись в паспорте родителей, -- как новый гражданин автоматически попадает в базу данных паспортного стола. А затем -- и в аналогичную базу домоуправления по месту прописки и места жительства родителей. И тут начинается. Оказывается, гражданин уже с месячного возраста обязан платить наравне со взрослым работающим человеком за содержание и ремонт жилья, за водоотведение (то есть канализацию), хотя, извините, для этих "дел" грудничок минимум полгода использует подгузники, заботливо купленные родителями. С первых дней жизни с младенца исправно начинают брать ПОЛНУЮ плату за вывоз мусора и уборку в подъезде, за ремонт жилья и даже -- за радиоточку.

Вот он, пистолет Макарова

Вернемся к транспортной проблеме. До Нового года пенсионеры, получающие пенсию по старости, тоже ездили не даром, а за половину стоимости. Значит, формально закон о монетизации, так же, как и школьников, их не должен касаться. Однако с 1 февраля и они лишились проезда со скидкой. Правда, справедливости ради, нужно сказать, что этой категории пенсионеров, которые не вошли ни в областной, ни в федеральный реестр льготников, в качестве компенсации на проезд к пенсии городские власти добавили по 90 рублей. Об этом на пресс-конференции в середине января сообщил заместитель председателя комитета по делам горожан Андрей Добрынин.

На этой же пресс-конференции Андрей Добрынин заметил, что на самом деле проездные школьникам не нужны. Дескать, дети посещают школы рядом с домом и транспорт им вовсе без надобности. Позвольте возразить. А куда деваться школьникам после уроков? Отправляться в подворотни и подвалы, приобщаться к наркотикам и пиву, пополнять ряды безнадзорных и клиентов комиссий по делам несовершеннолетних? А как же спортивные секции, кружки, клубы, танцевальные студии и бассейны?! Такие учреждения по месту жительства -- редкое исключение в нашем городе. К тому же в Иркутске полно микрорайонов, от которых до ближайшей школы -- две-три остановки. К примеру, дети с улицы Помяловского, а это большой спальный район, вынуждены ходить в 75-ю школу, расположенную в глубине поселка Энергетиков, или в 24-ю в Академгородке. От улицы Ширямова до родной 23-й школы -- три остановки на троллейбусе. А с Советской, от танка, до 26-й, у театра кукол, тоже не ближний свет. Особенно в зимние морозы и осеннюю распутицу. Причем учащимся нужно ездить в школу и обратно ежедневно, шесть раз в неделю, как на работу.

Теперь, по словам Андрея Добрынина, для школьников, взамен тридцатипроцентных проездных, за счет городского бюджета будут приобретаться бесплатные билеты. Правда, это коснется только детей из малообеспеченных семей, в которых доход на каждого человека не превышает прожиточного минимума (ПМ), равного в Иркутской области примерно 2600 рублям. И кто только придумал этот казенный термин, по зловещей иронии совпадающий с аббревиатурой "пистолет Макарова"...

По информации начальника департамента образования Виктора Басюка, списки так называемых социальных детей будут составляться директорами школ. К спискам должен прилагаться пакет документов на каждого ребенка: заявление от родителей, справка из домоуправления или паспортного стола о составе семьи и справка о доходах каждого родителя. Всего будет выдано 6700 проездных билетов на трамвай-троллейбус стоимостью 250 рублей каждый. Администрация города взяла на себя обязательство компенсировать МУП Горэлектротранс затраты за бесплатный проезд школьников.

Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Количество бесплатных проездных решено распределять по школам согласно общей численности учащихся, а не исходя из количества "социальных" детей, которые нуждаются в поддержке. Таким образом, в каких-то школах билеты выданы половине малообеспеченных учащихся, в каких-то -- только трети от необходимого количества. А объясняться перед родителями обделенных учеников, почему именно их ребенок оказался без проездного, предоставили администрациям школ. Комментарии излишни...

По заветам Черномырдина

Может быть, в очередной раз хотели как лучше? Однако давайте посчитаем. Пока действовал проездной билет для школьников, который стоил 75 рублей на каждый вид транспорта, администрации города приходилось компенсировать транспортным предприятиям из бюджета только 70 процентов от полной стоимости, то есть 175 рублей. Почему-то сейчас отцы города при дефиците бюджета в 290 миллионов рублей взялись финансировать стопроцентные затраты на приобретение 6700 проездных, а это 1 675 000 рублей ежемесячно! Если бы ученические проездные существовали и по сей день, то каждый месяц в казне города оставались бы 502 500 рублей. По мнению многих родителей, даже если бы стоимость ученического билета увеличилась в два раза по сравнению с прошлым годом, это было бы лучшим вариантом и для родительского кармана, и для транспортников, и для городских властей. Информация к размышлению: в ноябре 2004 года проездные на троллейбус и трамвай приобрели 6885 школьников. Можно предположить, что и в 2005 году эта цифра не только бы не уменьшилась, но могла быть больше.

Теперь о пресловутом ПМ. Как живется людям за его чертой? Возьмем для примера семью моих приятелей. Родители -- оба школьные преподаватели, -- чтобы как-то сводить концы с концами, работают на полторы ставки. На семью из четырех человек (двое взрослых и две дочери-школьницы) приходится чуть больше двенадцати тысяч рублей. По три на душу, а это выше прожиточного минимума. При этом детского пособия -- по 84 рубля (с Нового года эту сумму увеличивают до 100 рублей) они не получают, к тому же компенсации на квартплату, коммунальные услуги и электроэнергию тоже не положено. С января квартплата будет съедать почти две тысячи семейного бюджета, на проезд им теперь придется выложить тысячу рублей. Остается 9 тысяч на четверых...

Утром мажу бутерброд -- сразу мысль: "А как народ?"

Однако льготный проезд отменили не всем. Нескольким категориям лиц право бесплатного проезда было сохранено. На трамвае без копейки проехать могут депутаты, помощники депутатов, почетные граждане города, герои Советского Союза и милиционеры при исполнении.

Наконец пришло время вспомнить о наших народных избранниках. Две недели назад депутаты городской думы приняли решение отказаться от положенной им льготы -- бесплатного проезда в городском транспорте. Тридцать пять депутатов по собственной инициативе, добровольно отказались от своей привилегии! Что тут сказать? Отважный, мужественный, поистине гражданский поступок! Хотела бы я видеть наших депутатов, к примеру коммерческого директора мясокомбината "Иркутский", или директора строительной компании Востсибстрой, или директора объединения "Ермак", или гендиректора ОАО "Кедр", едущих в муниципальном автобусе. Хотела бы повидать, как морозятся на остановках директор НПК "Иркут" Александр Чичиков на пару с замначальника ВСЖД Алексеем Малыгиным...

Вот только неизвестно, сохранили ли депутаты право на бесплатный проезд для своих помощников. Как, впрочем, неизвестно, от чего могли отказаться и не отказались парламентарии областного Заксобрания. И даже страшно предположить, чего могли лишить себя и не лишили депутаты Государственной думы, а также чиновники всей вертикали власти... Пишу эти строки, и вспоминается суперактуальная в наши дни сказка Леонида Филатова "Про Федота-стрельца":

Зря ты, Федя. Для меня

мой народ -- моя родня.

Я без мысли о народе

не могу прожить и дня.

Утром мажу бутерброд --

сразу мысль: "А как народ?",

и икра не лезет в горло,

и компот не льется в рот.

Ночью стану у окна

и стою всю ночь без сна.

Все волнуюсь о России:

как там, бедная, она.

Слезай, приехали!

В последние дни января и в феврале новая волна "льготных" митингов прокатилась по России. Так, в Самаре несколько дней подряд пенсионеры перекрывали главную транспортную магистраль города. В Пензе старики вновь вышли на центральную площадь областного центра. Около тысячи человек несколько часов пикетировали здание мэрии и областного правительства. Пожилых людей особенно возмутила отмена льготного проезда в общественном транспорте, которого лишились не только инвалиды и ветераны, но даже студенты и школьники, которые до последнего времени оплачивали половину стоимости билетов. В Казани более 300 участников несанкционированного митинга протеста требовали восстановить право бесплатного проезда для пенсионеров на муниципальном транспорте, предоставить льготные проездные школьникам, студентам, снизить тарифы по оплате за жилье и коммунальные услуги.

Школьники вряд ли выйдут на улицы с акцией протеста. А будут ли их родители терпеть новые порядки?

Ирина Кульгавая

От редакции. При подготовке этого материала наш журналист попытался встретиться с начальником МУП Горэлектротранс Михаилом Ступниковым. В телефонном разговоре Михаил Анатольевич сказал, что он готов встретиться и дать необходимые комментарии, но только после того, как эту встречу санкционирует пресс-служба городской администрации. В этот же день разрешение на интервью было получено у советника мэра по связям со СМИ Ириной Леньшиной. Также по просьбе журналиста "БВ" была разрешена и организована встреча с начальником департамента образования Виктором Басюком. Не знаем, случайно или нет, но на обоих "легитимных" интервью присутствовали журналисты пресс-центра городской администрации.

Возникает два вопроса. Первый: всех ли журналистов из областных средств массовой информации теперь на встречах будут сопровождать сотрудники пресс-центра или этой чести удостоена только газета "Байкальские вести"? Если всех, то каким должен быть штат городского пресс-центра, чтобы обеспечить "почетный эскорт" каждому репортеру. Если нет, то почему исключением стало только наше издание?

И второй. Кто "рекомендовал" руководителям муниципальных предприятий общаться с журналистами в ТАКОМ формате? Если инициатива принадлежит советнику мэра по связям со СМИ или руководителю пресс-центра, этот факт можно рассматривать как излишнее служебное рвение подчиненных главы администрации города. Если же это приказ мэра, то прецедент можно расценивать как препятствие журналисту в получении информации и введение цензуры в отдельно взятом городе.

Артур Скальский

©  Байкальские Вести

Иркутск Байкал

3151

08.02.2005, 12:14

URL: https://m.babr24.news/?ADE=19545

bytes: 13359 / 13302

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "События " (Байкал)