Netflix сняли своего Дракулу — с тиндером и монашками
Первого января в мире прошла премьера нового проекта от Netflix. Закрывая нишу, пустующую уже три года после «Шерлока», в первый день нового года компания показала трехсерийную адаптацию классического сюжета — «Дракулу» Брэма Стокера. Что показательно, сценарий, как и для «Шерлока», написали Марк Гейтисс и Стивен Моффат.
Что же получилось на этот раз у главных трикстеров британского телевидения?
Конечно, бессмертный роман Стокера экранизировали уже столько раз, что ждать дословного пересказа изначального сюжета как-то странно. Хотя первая серия и близка к оригиналу, вторая опирается на него, третья вышла уже совершенно самостоятельной историей «по мотивам». Однако, в отличие от того же «Ведьмака», который стал первой серьезной попыткой перенести историю Геральта из Ривии на экран (провальную польскую экранизацию можно вовсе не учитывать), своеволие сценаристов «Дракулы» воспринимается более благосклонно.
История начинается в румынском монастыре, в одной из келий которого содержится душевнобольной пациент странной наружности. Пациента зовут Джонатан Харкер, и он — первый, кому удалось живым покинуть замок таинственного графа Дракулы. К концу повествования станет ясно, что все не так просто, и жизнь Джонатана ему больше не принадлежит. Вторая половина отведена противостоянию древнего вампира и монашки Агаты, которая на деле окажется не очень-то верующей ученой по фамилии Ван Хельсинг.
В первой серии прекрасно всё. Сюжет плотно опирается на первоисточник, однако сценаристы добавили перчинку, введя линию с женским монастырём. Противостояние заглавных персонажей отыграно на пять с плюсом. Ван Хельсинг, хоть и сменил пол, остался достойным противником для носферату. Декорации погружают нас в средневековую Трансильванию, работа со светом и звуком — удерживают необходимый градус напряженности.
Дракула в исполнении датчанина Класа Банга — этакое попурри из предыдущих «реинкарнаций». Старик, встретивший Харкера в замке, явственно напоминает Дракулу Копполы в исполнении Гари Олдмана. Однако постепенно граф преображается в классической образ, воплощенный в 1931 году Белой Лугоши. Жанрово фильм получился классическим мистическим хоррором.
Вторая часть истории переносит нас на корабль, везущий Дракулу к берегам Англии. И вот здесь ритм повествования меняется. Сюжет явственно отдает детективом: загадочный пассажир каюты номер девять, таинственные (для экипажа, но не для зрителя) исчезновения людей. К этому добавляются более мелкие личные секреты пассажиров. И всё же серия проигрывает в сравнении с первой, поскольку для зрителя большая часть тайн таковой не является.
Третья часть забрасывает Дракулу в 2019 год. Здесь создатели достаточно органично вписали каноничных персонажей в инста-реальность, оставив при этом их весьма узнаваемыми. На первый план выходит Люси Вестенра, ветреная девчонка, которая не боится смерти. Дракула же легко осваивает новые технологии, общаясь с адвокатом по скайпу и выискивая пищу в тиндере.
Стоит признать, что третья часть вышла самой слабой. Такое ощущение, что сценаристы сначала написали сценарий на целый сезон, а потом вымарали большую часть, уместив оставшееся в полуторачасовую серию. Обилие твистов и клиффхэнгеров начинает раздражать, а реинкарнация Агаты вышла блеклой и нерешительной. Однако история все равно остаётся достаточно интересной.
Моффат и Гейтисс значительно сместили акценты. Граф Дракула — уже не просто кровосос, он харизматичен и остроумен. Агата Ван Хельсинг — не менее яркий персонаж, убедительно сыгранный Долли Уэллс. Их диалоги искромётны, силы практически равны: хрупкость жизни уравновешивается любознательным умом и бесстрашием исследователя. Концовка, возможно, излишне философична, однако бросает вызов традиционному взгляду на бездушного монстра.
В целом, экранизация получилась, возможно, и не лучшей, но однозначно достойной. Свежий взгляд на историю возмутит поклонников классических версий, но на деле не так уж и далек от литературного прототипа и точно стоит того, чтобы уделить четыре с половиной часа на просмотр.