Блогнот. Ядерные отходы: как власти морочат голову населению
В прошлом году коалицией протестных сил РФ, несколькими общественными объединениями федерального уровня и инициативной группой красноярских общественных активистов была предпринята очередная попытка побудить российские и краевые власти создать независимую рабочую группу по изучению проблемы будущего красноярского могильника для захоронения самого опасного радиоактивного мусора (1-2 класс опасности).
Как это уже повелось в нашем зазеркалье, доблестные власти, не мудрствуя или мудрствуя лукаво, слили все обращения вниз по вертикали. Стрелочником оказалось региональное министерство экологии и рационального природопользования. Которое, действуя по привычке, отписалось в адрес заявителей в духе: а у нас нет полномочий для решения такого рода вопросов. Нет так нет, но законодательство-то соблюдать нужно: нет полномочий – пересылай обращения туда и тому, у кого такие полномочия имеются. Таково требование закона. Не тут-то было.
Нерадивые чиновники в Российской Федерации, а в Красноярском крае в особенности, уже давно потеряли всякий страх, поэтому, разумеется, никто букву закона соблюсти не соизволил. Но стоило заявителям подать жалобы в генеральную и краевую прокуратуру, как произошло чудо – ребятки устроили танцы с бубнами, упражняясь в словесности. А для пущей демонстрации своей ретивости стали рассылать ответы на обращения заявителей повторно.
Для примера хочу прокомментировать очередную отписку региональных властей, чтобы показать, как откровенно лгут либо вводят в заблуждение граждан РФ по теме будущего красноярского могильника. Эти ребятки настолько глубоко увлеклись одурачиванием населения, что умудряются лгать практически в каждом абзаце, а то и предложении.
Итак, комментарии к приложенным сканам. Сразу же в первом абзаце сообщается информация, не соответствующая действительности. Для баранов, готовящих подобные ответы, предлагаю внимательно прочитать титульный лист материалов обоснования лицензии на эту «подземную лабораторию» – даже там лицензия запрашивалась на создание хранилища. Причём, не просто хранилища, а строящегося по проектной документации на пункт захоронения. Так что всяким писунам на зарплате для начала следовало бы ознакомиться с официальными документами. А если какой-то остолоп в самом деле считает, что под Красноярском строится «подземная исследовательская лаборатория», то пусть тогда предъявит общественности весь комплект документации, который требуется по действующему законодательству для создания объектов атомной энергетики. Даю подсказку: для «подземной лаборатории» такого комплекта документов попросту нет. Зато всё в наличии - для будущего могильника.
В следующем абзаце первый заместитель губернатора Пономаренко пытается убедить Гринпис, что решение о создании могильника ещё не принято. Типа пять лет поизучают, а там и подумают – строить или нет. В эту росатомовскую сказку можно было бы поверить, кабы у общественности не было на руках копии лицензии, которая уже даёт право Национальному оператору на захоронение радиоактивных отходов на площадке будущего могильника. И это выглядит особенно интересно в свете того, что ещё нет не только могильника, но нет даже так называемой «лаборатории». Отсюда вывод: первый зам. губернатора Красноярского края и его письменный оруженосец совершенно не владеют ситуацией по важнейшему для страны вопросу – строительству федерального объекта, каких в мире ещё не построено.
По абзацу, где заявителю пытаются внушать мысль, что «лаборатория – это не могильник», так и хочется послать товарищей на уровень пониже – в краевое министерство экологии, где консультант Атурова ударно отписывается, что «лаборатория» - это первая очередь пункта захоронения. Ну хоть бы сверили версии, честное слово. А то одна в лес, другой по дрова.
Что же касается утверждения, что «администрация губернатора не располагает сведениями об ошибках и нарушениях», то этим однажды займутся компетентные органы. Вот в этом лично у меня нет никаких сомнений. При нынешних тенденциях и общем ходе вещей это уже неизбежно. С 2013 года пишем, стучимся во все двери, разжевали всё до деталей, жалуемся, требуем – бестолку. Саботажники стоят стеной. Судя по всему, слова тут уже бессильны, нужно что-то покрепче. Пока же возьмём реакцию властей и конкретных лиц на заметку. Как говаривал один бывший крутой политик, закончивший жизнь на галстуке – это уже позиция.
В заключение два последних абзаца. По созданию рабочей группы и делегированию кого-либо в уже существующие общественные советы откровенное лукавство товарищей подписантов состоит в том, что при Гражданской Ассамблее Красноярского края такая группа уже существовала, и краевым властям ничто не мешало участвовать в формировании структуры ГРАСС. Хватало и полномочий, и компетенции. Кроме того, в Общественный совет Росатома регулярно делегируются представители от края. Проверить легко, достаточно посмотреть список членов Общественного совета Росатома, там вы обнаружите известные фамилии. Так что, как говорится, рельсы кончились, шпалов дальше нет.
Выкладываю на всеобщее обозрение и для истории скан ответа администрации губернатора Красноярского края, чтобы, как говорил Пётр Первый, «дурь каждого видна была».
Кстати, друзья, сейчас краевая прокуратура проводит проверку региональных властей и министерства экологии на предмет соблюдения российского законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Перед самыми новогодними праздниками в генеральную прокуратуру и прокуратуру Красноярского края поступили жалобы с требованием привлечь к административной ответственности регионального министра экологии Корчашкина и его помощницу-консультанта Атурову, с дальнейшим увольнением. За саботаж и многочисленные нарушения действующего законодательства. Как поступит прокуратура – время покажет. Ну, а мы все тоже будем иметь в виду.