Сельское хозяйство Бурятии: ползучая гегемония Мардваева
В Бурятии сложилась катастрофическая ситуация с селекцией семян. Об этом заявил известный сельскохозяйственный специалист Анатолий Кушнарёв, возглавляющий комитет экономической политики в парламенте республики. Бурятской селекции сейчас фактически не существует.
Со слов парламентария, БурНИИСХ, в чьём ведении была эта сфера, попросту загубил бурятскую селекцию. Семеноводство тоже едва дышит. А патенты на выведенные в республике уникальные сорта злаковых были распроданы другим регионам. Теперь Бурятия вынуждена закупать семена своих же сортов на стороне. Или по дешёвке приобретать сорта, не подходящие для её климата. Производство зерновых в республике падает до неприличных величин.
Но «кому война, а кому мать родна». Сложившаяся ситуация на руку бурятскому филиалу Россельхозцентра. Точнее, его директору Намжилу Мардваеву. Ведь он становится монополистом. Россельхозцентр может продавать семена фермерам напрямик, или через каких-то определённых поставщиков. И всегда может забраковать семена из других источников. К слову, субсидии, продажа, страховые выплаты возможны, только если семена сертифицированы. А выдача сертификатов – в руках Мардваева.
Стремление Мардваева подмять сельхозотрасль Бурятии видно невооруженным глазом. Всё растениеводство Бурятии практически в его руках. Ведь «Россельхозцентр» контролирует и зерно, и картофель, и овощи и даже саженцы. И всегда может обнаружить, что урожай заражён какой-нибудь мучнистой росой или листовой ржавчиной. Сельхозпроизводители Бурятии крепко зависимы от Мардваева. Госсорткомиссия тоже чутко к нему прислушивается.
Препятствие к полной гегемонии – бурятский Минсельхоз. Но его Мардваев явно хочет деморализовать серией медийных нападок, не ленясь гневно обличать ведомство в соцсетях. Он же стоял за «демаршем» 2017 года, когда группа фермеров напрямик требовала назначить Мардваева министром сельского хозяйства. Эпизод странным образом совпал с периодом ротации правительства Бурятии. Но Алексей Цыденов не повёлся на «протестную акцию», где политический интерес конкретного лица был выпячен без стыда.
Видимо из тех же соображений Мардваев недавно выступал в поддержку ОО СП «Тугнуй». Хотя на предприятие возбудили несколько уголовных дел за выявленные махинации с субсидиями, Мардваев пытался представить его жертвой конфликта с республиканским Минсельхозом. Судя по всему, сработал принцип «враг моего врага – мой друг». Да и подвернулась возможность ещё раз «пнуть» ненавистного соперника.
Что ж, даже в потрёпанном бурятском сельском хозяйстве крутятся большие деньги. Контроль над этими потоками – приз весьма лакомый. Как говорится, политика – концентрированное выражение экономики.
Что касается бурятской селекции, ей возрождение подорвало бы «доминирование» Россельхозцентра. Но возродить её – дело небыстрое. В Бурятии уже практически не осталось материальной базы, все опытные специалисты скончались от старости, не взрастив замену. И требуются огромные финансовые вливания. Восстановить загубленное – уйдёт лет пятнадцать. А значит, на «век» Мардваева хватит. Поэтому он может говорить о кризисе бурятской семенной селекции, и даже попытаться стать одним из авторов её возрождения. Отметим, критикуя проблемы сельхозотрасли, Мардваев не предлагает конкретных решений. Что наводит на разные мысли.
В этой истории жаль лишь погибшую бурятскую семенную селекцию. Увы, уникальная советская школа оказалась бездарно загублена. Случайно ли так вышло, или было умышленно? «Что это, глупость, или измена?». Увы, ответ на эти вопросы вряд ли прояснится.
Читайте также:
Сельское хозяйство Бурятии: необоснованные амбиции
Сельское хозяйство Бурятии: успех остался в 1932 году
Главная свиноферма Бурятии начнет платить налоги
Предложить свою тему и связаться с редакцией Бабра в Бурятии можно по адресу [email protected]