Холодная узбекская зима и ее жертвы
В Узбекистане встал "Ахангаранцемент" — большое предприятие, построенное еще в советские времена, а теперь находящееся под управлением российской компании. С 9 января 2020 года подача природного газа на цементный завод сократилась до такого уровня, что стало невозможно поддерживать огромные вращающиеся обжигательные печи на ходу. В сутки этот завод может выпустить порядка 6 тысяч тонн цемента. С 9 по 15 января 2020 года завод не выпустил порядка 54 тысяч тонн цемента.
Остается пока неизвестным, когда возобновится подача газа. На заводе считают, что это может произойти примерно в начале февраля. Но определенно сказать пока что трудно. 22 дня простоя (если считать по 1 февраля) - это 132 тысячи тонн цемента.
Некоторые события могут весьма выпукло показать жизнь другой страны и ее характерные особенности. Вот это событие одно из таких. Остановка "Ахангаранцемент" является продолжением газовых трудностей, вызванных необычайно холодной зимой в Узбекистане.
Крупные города в Узбекистане всю зиму страдают от нехватки газа и ограничений в его подаче. В Самарканде, к примеру, 5 января 2020 года было введено ограничение, согласно, как пояснили в АО "Узтрансгаз", введенному лимиту. Население, конечно, возмущается, поскольку ему обещали отпуск газа без всяких лимитов, однако, похоже, что это объяснение похоже правдивое. Лимиты же появляются в силу того, что наличной пропускной способности газопроводов явно недостаточно для покрытия возникшего потребления газа.
Узбекистан имеет много крупных газопроводов, но наиболее крупные из них: Средняя Азия - Центр, Бухара - Урал, Средняя Азия - Китай проходят в западной части республики, где почти нет населения. Крупный газопровод, известный под аббревиатурой БГР-ТБА (Бухарский газоносный район - Ташкент-Бишкек-Алматы), проходит из газовых промыслов Мубарека по населенным и экономически важным районам, в частности через Ташкент, но по нему же проходит также экспорт газа в Кыргызстан и Казахстан.
От этого магистрального газопровода, идущего от Бухары в северо-восточном направлении, есть несколько крупных ответвлений в Ферганскую долину, а также отходит густая сеть распределительных газопроводов. Перед газовиками на первом месте стоит обеспечение экспорта газа (поскольку это крупные контракты со штрафными санкциями), на втором месте — электростанции и важнейшие объекты в Узбекистане, а на третьем месте — остальные потребители, промышленность и население. Однако, население мерзнет, расходует газ (в том числе и через незаконные врезки), на что газовики отвечают ограничениями, лимитами и тому подобными мерами.
Причина нынешнего газового кризиса, затронувшего «Ахангаранцемент», состоит, конечно, в существенном похолодании. По данным метеостанции Ташкента, ночные температуры снизились до 0 градусов уже вечером 8 января. 10-11 января было довольно тепло, до +9 градусов днем, а после обеда 12 января температура упала до нуля, а потом даже до -3 градусов. Для Узбекистана это очень холодно, и при таких морозах без отопления не обойтись, а отопительные устройства в республике в основном газовые.
В Самарканде было холодно уже с 7 января (ночью до -1 градусов). Даже в Термезе, на самом юге республики, стало холодно тоже с 7 января (ночью 0 градусов) и 13-15 января ночи были очень холодные: от -2 до -3 градусов. Везде стало холодно, что и вызвало пиковое потребление и острую нехватку газа. Завод отключили от газа именно в тот момент, когда ночные температуры в большей части областей и городов Узбекистана ушли ниже нуля.
Только острая и неотложная нужда заставила газовиков отключить «Ахангаранцемент», чего раньше не делалось. Балансируя между требованиями экспорта, снабжения электростанций и важных объектов, а также нуждами населения, газовики решили пожертвовать производством цемента. Это серьезная жертва, поскольку в Узбекистане и так отмечается нехватка цемента и его вздорожание. Строительным компаниям придется купить недостающий объем цемента по импорту и заплатить за него долларами.
Прогноз погоды довольно неутешителен. Холода с отрицательными ночными температурами прогнозируются до 25 января, причем в Ташкенте ночи 17 и 18 января были очень холодными: от -3 до -4 градусов. Дальше будет легче. Первая половина февраля по Ташкенту прогнозируется с положительными температурами: от +1 до +3 градусов ночью и +6 до +9 градусов днем. Похожий прогноз погоды по другим городам Узбекистана; то есть ощутимо потеплеет, с сокращением потребности в газе, лишь недели через две. Так что, судя по всему, цементный завод будет остановлен действительно до начала февраля.
Подобные газовые кризисы в Узбекистане повторяются почти что каждую зиму, но в этом году особенно сильно. Недовольны оказываются все. Недовольно мерзнущее и болеющее население, недовольны газовики, которые мечутся в попытках закрыть самые неотложные нужды, недовольно правительство. Это последствия не сделанной в свое время работы по расширению газопроводной сети, которая должна была подрасти вслед за выросшим населением и жилой площадью.
Фото: gtn.uz