Опасная экспансия Fortum. Почему финны хуже немцев
БАБР внимательно следит за агрессивной экспансией на российском рынке энергетической компании Fortum, за которой стоит правительство Финляндии. В прошлых публикациях мы писали о выходе на завершающий этап сделки по поглощению Fortum дочки своего немецкого конкурента Uniper, ПАО «Юнипро», которая владеет пятью ГРЭС в России (в том числе - Берёзовской ГРЭС в Красноярском крае).
Fortum: как пролоббировать нарушение российского законодательства
ФАС дала согласие на решение правительственной комиссии по иностранным инвестициям о согласовании сделки по поглощению. При этом специально под сделку готовятся поправки в российское законодательство.
Изменения будут вноситься в федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Закон был принят в 2008 году с личной подачи Владимира Путина, который захотел ограничить иностранное участие в стратегических предприятиях России. Прошло более десяти лет - и российское законодательство меняют в угоду отдельному игроку рынка энергетики, за которым стоит иностранное правительство.
Нужно понимать, что фактически российские власти стали «рефери» в многолетней войне между двумя европейскими концернами - финским Fortum (владеет ПАО «Фортум») и немецким Unipro (владеет ПАО «Юнипро»). Корпоративная война между двумя гигантами энергетики за объекты на территории России длилась около двух лет.
Однако сделанный выбор в пользу Fortum и её российской «дочки» вызывает большие сомнения, которые лежат в области геополитики и экспортного бизнеса России.
Справка:
«Северный поток - 2» - строящийся магистральный газопровод из России в Германию по дну Балтийского моря. Газопровод проходит через территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии.
В декабре 2019 года, когда готовность трубопровода составляла 93,5%, США заблокировали строительство, наложив экономические санкции на проект.
Как известно, Россия питает надежды достроить и запустить в эксплуатацию газопровод «Северный поток - 2». Между тем именно Германия, в отличие от Финляндии, последовательно отбивала попытки остановить строительство газопровода и отстаивала проект на международной арене, зарекомендовав себя как надежный партнёр. И немецкая Uniper принимала в продвижении «Северного потока - 2» непосредственное участие. В июле 2019 года главный исполнительный директор концерна Андреас Ширенбек встречался с министром энергетики России Александром Новаком по вопросам строительства магистрального трубопровода.
Экспансия финского Fortum на рынке российской энергетики имеет и другую негативную сторону. Дело в том, что в Финляндии сильно нарастает политическое влияние «зелёных». Будучи представителями большого либерального крыла, «зелёные» деятели активно поддерживают русофобскую политику.
Об указанных рисках ещё осенью 2019 года писала «Российская газета», которая считается правительственным медиарупором. Издание, в частности, цитировало экономиста и аналитика Михаила Хазина:
«С моей точки зрения, это - создание крайне опасного прецедента, поскольку заведомо враждебные нашей стране силы получат и возможность влиять на нашу энергетику (например, закрывать наши угольные станции), и навязывать нам совершенно невыгодные работы по реструктуризации, и, наконец, смогут просто заблокировать и СП-2, и наш доступ к газовым хранилищам в ЕС, чем сильно ослабят нашу позицию в споре с Украиной о газовом транзите».
Предложить свою тему и связаться с редакцией БАБРа в Красноярске можно по адресу [email protected].