“Единая Россия” в Бурятии перепишет Конституцию под себя. Последствия будут ужасны
Фракция “Единой России” в Народном Хурале намерена изменить почти все ключевые республиканские законы ради собственной выгоды. Такова цена, которую республика заплатит за отсутствие дисциплины в рядах бело-голубых и авторитета у их лидеров.
Речь о том самом “курсе на открытость”, который республиканские “медведи” внезапно принялись исповедовать. Но увы, вместо раскрытия своих активов, записанных на родственников, или, например, экскурсии по своим дорогим домам (привет Игорю Зураеву и Игорю Шутенкову), депутаты фракции “ЕР” в парламенте Бурятии решили отменить тайну голосования и тем самым убить ключевой демократический принцип парламентаризма. Такая вот открытость по-бурятски.
После позорной для бело-голубой фракции и в целом республиканского отделения "ЕР" истории про “13 друзей Мархаева” руководство партии в Бурятии не придумало ничего лучше, как отменить тайное голосование в Народном Хурале по всем вопросам. То есть боссы “ЕР в Бурятии решили не делать партотделение сильным, они решили сделать Хурал таким же слабым, чтобы в этих условиях продолжать сохранять хоть какое-то влияние и авторитет. Там, где нужно было наказание для людей, нарушивших устав партии, решено было наказать вообще всех - лишив элементарных прав.
Впрочем, все морально-этические аспекты этой спорной инициативы Бабр перечислил в отдельном тексте. И объяснял, почему от этой сомнительной идеи единороссам Бурятии уже не выйдет - даже в случае, если закон об отмене тайного голосования провести не удастся. А шансы на провал крайне высоки.
Ведь формально это даже не закон, а целая спецоперация, включающая в себя внесение поправок в ряд законов и Конституцию республики.
Для того, чтобы это провернуть, потребуется не только время и дотошность, но и гибкость вкупе с умением договариваться - а это, как мы знаем, не самая сильная сторона республиканского отделения “ЕР”. Наконец, не помешало бы сначала наладить дисциплину среди депутатов фракции - ведь как бы ни пытались “медведи” перелопатить республиканское законодательство и сами основы законодательного процесса, избежать серьезной работы по выносу мусора из бело-голубой избы не получится. А мусора этого накопилось слишком уж много за последние недели. И нет никаких гарантий, что эти токсичные, хитрые и не уважающие “Единую Россию” люди проголосуют по отмене тайного голосования так, как надо.
Но даже если все звезды сойдутся, и в “ЕР” сумеют превратить Хурал в уродливого перекошенного франкенштейна, напрочь лишенного всех атрибутов парламентаризма, урон от этого действа будет слишком большим для всех участников политического процесса в республике, включая самых важных - граждан.
Давайте разбираться.
С помощью относительно непыльного изменения регламента Народного Хурала действительно можно засекретить голосование по ряду позиций - так, явными станут тайные голосования по выбору председателей и зампредов комитетов парламента, назначения членов республиканского избиркома, одобрение ряда кандидатур, вносимых на утверждение правительством Бурятии, избрание членов Общественной палаты Бурятии, одобрение прокурора Бурятии и назначение либо отставка уполномоченного по правам ребенка. Всё.
По остальным пунктам все несколько сложнее. Тайность избрание членов и руководства Счетной палаты регулируется республиканским законом об этом органе, секретность голосования по утверждению мировых судей и вовсе требует федеральное законодательство. В случае с рядом омбудсменов также придется иметь дело с профильным законом.
Наконец, самое интересное - назначение и “снос” спикера Народного Хурала и его заместителей. Тут нужно править Конституцию Бурятии, и не менее, чем 45 голосами.
Сейчас в парламенте 65 депутатов, во фракции “Единой России” - 40. Даже с учетом голосов лояльной фракции ЛДПР (+4) бело-голубым банально не хватит людей. И нет никаких гарантий, что даже эти 44 человека проголосуют так, как от них требуется. Дисциплина в “ЕР” умерла, и возрождение ее несколько более длительный процесс, чем кажется боссам республиканских “медведей”.
Таким образом, получаем:
1. Скандалы, подкупы, ссоры и грязь. Так “ЕР” будет добывать нужное количество голосов до и во время сессии Хурала, на которую будет вынесен вопрос о поправках в Конституцию. Шансов у фракции власти мало, провал инициативы нанесет ей еще больший удар, чем дело о “13 друзьях Мархаева”.
2. В случае, если Конституция будет отредактирована, то ее ценность и авторитет как главного закона Бурятии заметно снизятся. Если любая политическая сила по своей прихоти, из-за личных вопросов может менять Конституцию, как ей вздумается, то какой будет вес у такой Конституции? И без того слабо защищенные граждане республики станут еще более уязвимыми с правовой точки зрения.
3. Народный Хурал неизбежно разругается с судьями, институтом омбудсменов, Счетной палатой и всеми остальными, кто неизбежно попадет “под раздачу”. А иначе никак - если не отменять тайное голосование повсеместно, то “Единую Россию” уличат в непоследовательности и слабости. Оба варианта катастрофичны.
Последствия этого непродуманного, легкомысленного и откровенно детского шаг взрывной волной накроют Народный Хурал. И есть опасения, что подгнивший фундамент бурятского парламентаризма этого просто не выдержит.
Бабр продолжит внимательно следить за развитием событий.
Читайте также:
Война в бурятской “Единой России”: депутат Гергенов уличил "предателя"
Хуральский прецедент. Дело Малышенко и Олзоева как точка невозврата для политики Бурятии
Грызня в бурятской “Единой России”: депутаты требуют чисток