Техногенная авария на объекте «Норникеля». Структуры Потанина грозят экосистеме Карского моря
В Норильске, на промышленном объекте «Норникеля», произошла техногенная авария, которая может обернуться полноформатной экологической катастрофой.
29 мая на норильской ТЭЦ-3 из-за повреждения резервуара с дизельным топливом произошёл пожар, разгерметизация хранилища и разлив нескольких десятков тонн топлива.
ТЭЦ и вся её инфраструктура принадлежит Норильско-Таймырской энергетической компании (АО «НТЭК»), входящей в группу «Норникеля» олигарха Владимира Потанина.
Однако режим ЧС ввели лишь 1 июня, спустя несколько дней после происшествия. При этом режим чрезвычайной ситуации ввели не федерального, а межмуниципального уровня, распространив его на Таймырский Долгано-Ненецкий район и город Норильск.
В этом моменте может прослеживаться злонамеренность со стороны структур «Норникеля» и местных властей: ЧС федерального уровня требует от виновника техногенной аварии куда более масштабных финансовых ресурсов на устранение последствий.
Аварийный резервуар
Резервуар с дизельным топливом находился в аварийном изношенном состоянии — это подтвердили власти Красноярского края. По предварительной версии, у ёмкости с объёмом 30 тысяч тонн просел фундамент и оторвалось днище.
Как заявили в АО «НТЭК», резервуар с топливом получил повреждения из-за «внезапного проседания опор, прослуживших более 30 лет без нареканий» (цитата по РБК). Само по себе соседство двух этих пассажей — об эксплуатации сроком в 30 лет и «внезапности» произошедшего — выглядит довольно странно. Как раз 30-летний срок эксплуатации наводит на мысль о том, что ресурс явно исчерпал себя — и ЧП стало скорее закономерным и логичным обстоятельством, нежели «внезапным» происшествием, как пытаются представить в АО «НТЭК», тем самым отведя от себя ответственность.
Серый дом «метит шельму»
Когда техногенную аварию с далеко идущими экологическими последствиями начали активно форсить федеральные медиа, власти Красноярского края подали голос и поспешили обозначить круг потенциальных лиц, на которых лежит ответственность за произошедшее.
В качестве рупора и обличителя выступил вице-премьер правительства Красноярского края Анатолий Цыкалов, который сходу обозначил две ответственные стороны: владельца аварийного актива (то есть структуры «Норникеля») и специализированную компанию, ранее осматривавшую резервуар и давшую положительное заключение на его эксплуатацию (что это за компания — не называется).
По словам чиновника, вина лежит и на местных норильских властях, вовремя не проинформировавших краевой центр: «Если бы своевременно прошел сигнал, можно было бы технику направить, сделать дамбу ниже по склону, не допустить попадания в первый безымянный ручей, потом в речку».
Но, как известно, история не знает сослагательного наклонения, поэтому дело придётся иметь, судя по всему, с полноформатной экологической катастрофой.
Колоссальные экологические последствия
Пожар локализовали и потушили. А вот последствия разлива горюче-смазочных материалов придётся разгребать ещё очень долго. По информации Главного управления Следственного комитета по Красноярскому краю и Хакасии, в окружающую среду утекло 20 тысяч тонн нефтепродуктов. Не исключено, что эта цифра занижена. Площадь загрязнения называют в диапазоне от 100 до 350 тысяч квадратных метров.
1 июня в Норильск прибыл отряд из 15 специалистов Морской спасательной службы из Мурманска. В местах разлива также работают местные спасатели.
Как сообщила в своём Instagram руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова, топливо попало в реку Далдыкан. Радионова также заметила, что охрана (видимо, имеется в виду охрана норникелевских структур) не пускает инспекторов Росприроднадзора на место ЧП.
По оценкам экологов, урон экосистеме может быть нанесён колоссальный. Помимо загрязнения почвы, под ударом оказалась целая водная система. Река Далдыкан является притоком реки Амбарная, которая, в свою очередь, впадает в озеро Пясино. Из озера Пясино вытекает река Пясино — последняя впадает в Карское море.
Кроме того, в перспективе речь может идти, в том числе, и о массовой гибели животных, обитающих в загрязнённом топливом ареале.
Уголовное дело и проверки
По факту загрязнения почвы и воды из-за ненадлежащего хранения топлива возбуждено уголовное дело.
Техногенная авария показала, что даже богатейшие компании, такие как «Норникель», экономят средства и не следят за состоянием потенциально опасного оборудования. Это значит, что ЧП на ТЭЦ Норильска может быть не последним в своём роде.
В этой связи на нефтехранилищах и нефтебазах Красноярского края объявили проверки: будут проверять объекты и места хранения топлива. В первую очередь обещают проверить резервуары на объектах «Красноярскнефтепродукта», которые принадлежат региону.
В связи с тем, что авария произошла на объекте бизнесмена, который ныне занимает первую строчку в списке богатейших и влиятельнейших, очень любопытно будет следить за ходом следствия — как оно будет протекать и на кого повесят финальную вину? Тем более, что тут едва ли прослеживается человеческий фактор, при котором силовикам удаётся быстро найти стрелочников на уровне регионального филиала и усадить их за решётку (как было, например, при прорыве каскада дамб на золотом прииске «Сибзолота» осенью 2019 года).