В налоговую пришли с инспекцией
Как стало известно Ъ, рабочая группа при администрации президента, в которую входят представители Минфина, Минэкономразвития и ряд независимых экспертов, подготовила предложения по реформированию системы налогового администрирования. Если они будут приняты и реализованы, на фискальные органы будут наложены существенные ограничения, которые призваны уменьшить их возможности по преследованию налогоплательщиков.
Сценарий реформы налогового администрирования 8 февраля был представлен президенту Владимиру Путину вице-премьером Александром Жуковым (см. Ъ от 9 февраля). Суть предложений, поддержанных президентом, сводилась к следующему: необходимо "не допускать необоснованного давления на добропорядочных налогоплательщиков", а также "улучшить инвестиционный климат в России и укрепить доверие во взаимоотношениях бизнеса и власти". Для достижения этих целей был предложен комплекс мер по либерализации действующего порядка налогового администрирования, к большинству из которых Владимир Путин отнесся положительно. "Согласен с тем, что процедуры налоговых проверок должны быть упрощены, а сама проверочная деятельность упорядочена",– вынес резолюцию президент. Тогда же источник в администрации президента сообщил Ъ, что соответствующие законопроекты должны увидеть свет уже через месяц. Как стало известно Ъ, проект поправок уже подготовлен созданной под эгидой кремлевской администрации специальной рабочей группой, в которую входят представители Минфина, Минэкономразвития, а также ряд независимых экспертов.
Во-первых, вводится закрытый перечень документов, которые будут предоставлять налогоплательщики налоговикам в рамках камеральной (документальной, без выезда к налогоплательщику) проверки. Перечень этих документов сейчас обсуждается, но не исключено, что в него войдут только регистры бухгалтерского и налогового учета, представить которые на проверку не составит для налогоплательщиков особого труда. Срок, установленный Налоговым кодексом на предоставление таких документов, предполагается увеличить с действующих пяти календарных до как минимум десяти рабочих дней. Для сравнения: сейчас налоговые органы зачастую требуют от налогоплательщика предоставить в пятидневный срок, по сути, любые документы, даже если заранее известно, что налогоплательщик их предоставить не сможет. Последнее оказывается только на руку налоговикам, которые на основании непредоставления документов быстро выносят решения о доначислении проверяемым компаниям налогов.
Во-вторых, с 15 до 20 рабочих дней предполагается пересмотреть и установленный законом срок на представление возражений налогоплательщиков по актам выездных проверок налоговых органов. Причем рассматривать возражения проверяемых налоговиков обяжут исключительно в присутствии самих налогоплательщиков.
В-третьих, сами проверки будут строго ограничены по времени. Их конкретный срок пока обсуждается, но известно, что он будет измеряться не в рабочих, а в календарных днях. Продлеваться же проверки будут только в исключительных случаях. К примеру, при необходимости проверить очень крупного налогоплательщика решение о продлении проверки будет приниматься вышестоящим налоговым органом, но также в установленных законом пределах. В исключительных же случаях проверка будет и приостанавливаться. В частности, при необходимости проведения каких-либо экспертиз либо встречной проверки. В сумме проверка может быть приостановлена не более чем на 20 дней.
Одно из центральных новшеств состоит в том, что повторные проверки, которыми сейчас так охотно злоупотребляют налоговые органы, пересматривая свои же решения и дополнительно доначисляя компаниям налоги, вообще предполагается ликвидировать. За исключением случаев, когда суд примет решение о возбуждении уголовного дела по факту сговора налогоплательщика с проверявшим его налоговиком.
Кроме того, будет предпринята попытка оградить фондовый рынок от потрясений, вызванных действиями налоговиков. Дело в том, что результаты далеко не каждой проверки, в результате которой налогоплательщикам, как правило крупным, доначисляют огромные суммы, на практике являются правильными и не подлежат пересмотру или же вообще отмене. Однако информация об актах подобных проверок может серьезно повлиять на рынок. Для того чтобы повысить персональную ответственность налоговиков за их действия и решения, вводится следующий порядок: при значительных доначислениях налогов в отношении какого-либо налогоплательщика акт проверки должен визироваться не просто начальником соответствующей инспекции, но руководителем инспекции вышестоящей. Конкретные суммы выявленных нарушений, начиная с которых конфликт с налогоплательщиком будет переводиться с мест либо на региональный, либо на федеральный уровень, пока не установлены, но в качестве одного из вариантов рассматривается $1 млн и $10 млн соответственно.
В рамках Федеральной налоговой службы будет выстроена вертикаль апелляционных комиссий, которые будут рассматривать жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов еще до обращения в суд. При этом каждая нижестоящая комиссия будет подчиняться не руководителю своей налоговой инспекции, а вышестоящей апелляционной комиссии. Высшую апелляционную комиссию будет формировать Минфин, которому в итоге и будет подчинена вся вертикаль. При этом если показателем эффективности работы налоговиков традиционно является выполнение плана по сбору налогов, работа налоговиков в комиссиях будет оцениваться иначе – по количеству отмененных судами (то есть уже после обращения налогоплательщика с жалобой в комиссию) решений, вынесенных по результатам налоговых проверок. А здесь статистика складывалась последние годы совсем не в пользу налоговых органов.
По данным Высшего арбитражного суда (ВАС), которые обнародовал вчера на пресс-конференции управляющий партнер юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев, три четверти всех обжалованных в прошлом году в судах актов налоговых органов были признаны недействительными. Число же исков налогоплательщиков, подаваемых в суд на налоговиков, за последние пять лет выросло почти в пять раз.
Впрочем, и сами налоговые органы заметно активизировались. По данным ВАС, если в 2003 году число исков, инициированных налоговиками, увеличилось по сравнению с 2002 годом лишь на 20%, то в 2004 году по сравнению с предыдущим – уже на 41%. "Число обиженных налогоплательщиков растет, впрочем, как и непрофессионализм налоговых органов. В такой ситуации можно смело говорить о кризисе системы налогового администрирования, который углубляется год от года. В этой связи необходимо срочно принимать меры",– пояснил господин Пепеляев.