“13 друзей Мархаева”: мотивы единороссов-предателей. Часть вторая
Бабр публикует долгожданное продолжение расследование о депутатах «Единой России» в Бурятии, вопреки директиве сверху проголосовавших в поддержку опальных оппозиционеров из КПРФ.
Напомним, прецедент имел место на сессии Народного Хурала 6 мая. Тогда 13 представителей «ЕР» ослушались решения фракции и партийного отделения в целом, проголосовав против отставки двух депутатов-коммунистов с высокопоставленных должностей. Этот саботаж нанес серьезный урон репутации республиканских бело-голубых, поскольку продемонстрировал неспособность партии власти контролировать политические процессы не то, что во всей Бурятии, а даже в Хурале, где ей принадлежат две трети мандатов и, следовательно, конституционное большинство. Фактически нам довелось лицезреть распад бурятского отделения «ЕР».
Прочитать подробный разбор о деле «13 друзей Мархаева» можно по ссылке.
Свой громкий провал бурятские единороссы оправдывали по-разному. Основная версия — интриги коммунистов, которые самым что ни на есть подлым образом подкупили наименее лояльных представителей парламентской фракции. Опубликованный Бабром поименный список «предателей», впрочем, говорит об обратном — там и есть и заслуженные корифеи партии, и интриганы со стажем, и молодые амбициозные политики. Единого мотива у них нет и быть не могло; версия о «подкупе» бездоказательна, а потому не рассматривается.
Речь скорее идет о масштабном идейном кризисе в рядах республиканского отделения «ЕР» — партия власти изжила себя как в целом, так и конкретно в Бурятии. Дело Баира Жамбалова лишний раз это подтвердило.
В доказательство этого тезиса Бабр провел собственное полноценное расследование и выяснил мотивы каждого из «13 друзей». В первой части мы уже рассказали , почему коммунистов решили поддержать такие известные депутаты, как Матвей Баданов, Зоригто Цыбикмитов, Сергей Пашинский и еще трое народных избранников. В этом материале мы расскажем об истинной подоплеке решения оставшейся семерки.
Анатолий Кушнарев известен как главный дачник всея Бурятии, но еще он — политик старой школы с многолетним опытом и еще советской закалкой. В прошлом, пятом созыве Народного Хурала (2013-2018 годы) он возглавлял важнейший экономический комитет и делал это весьма успешно. После избрания депутатов нынешнего, шестого созыва, никто не сомневался в переназначении Кушнарева, однако руководство фракции решило иначе.
Сначала депутат-огородник действительно был главным претендентом на пост, однако перед самой установочной сессией Баир Жамбалов и его соратники вычеркнули имя Кушнарева из списков, заменив на Батора Цыбикова, и близко не обладающего кушнаревским опытом и профессионализмом. Однако тот не стал устраивать истерики и скандалы, а просто молча взял, да и нарушил решение фракции, лично собрав голоса, необходимые для своего избрания.
Униженные руководители бурятской «ЕР» сначала хотели вовсе исключить Кушнарева из своих рядов, но после консультаций с Москвой подостыли и просто приостановили членство депутата в партии. С тех пор депутат-дачник ведет себя максимально покорно, при любом поводе поддерживает власть и партию, пытаясь вымолить прощение, однако его нещадно игнорируют. Членство Кушнарева приостановлено почти два года, что не может не задевать его гордость. Голосование против интересов «ЕР» — следствие обиды человека, который не получает достойной награды за многолетнюю лояльность.
Ну и не стоит забывать, что Кушнарев не смог бы переизбраться главой комитета без поддержки коммунистов, которые обеспечили его голосами, необходимыми для победы над Батором Цыбиковым. А долг, как известно, платежом красен.
Удивительно, но и сам Батор Цыбиков проголосовал в поддержку коммунистов, и он тоже имеет для этого все основания. Дело в том, что в свои 43 года он до сих пор имеет статус молодого и подающего надежды политика. При этом в лояльности Цыбикова «ЕР» также не было никаких сомнений, и серьезный карьерный рост напрашивался уже давно. Именно поэтому Баир Жамбалов решил назначить его главой экономического комитета, но сделал это столь топорно и бесцеремонно, что настроил против себя и Батора Цыбикова, и Анатолия Кушнарева. Но если депутат-огородник сумел найти выход из ситуации, но его молодой протеже вновь остался ни с чем.
Изначально Цыбиков был одним из инициаторов расправы над депутатами-коммунистами и хотел занять одно из освободившихся кресел (например, Виктора Малышенко пытались убрать с поста председателя престижного комитета по госустройству). Однако в процессе дележки более опытные и маститые депутаты выдавили Батора на периферию, в очередной раз оставив не у дел. Тут его терпение и лояльность кончились окончательно, и он проголосовал за коммунистов по принципу «Так не достанься ж ты никому». Весьма ироничная история, наглядно демонстрирующая положение дел внутри бурятского отделения партии власти.
Игорь Бобков ранее был одним из лидеров ЛДПР и никогда не скрывал своего равнодушия к «ЕР» — он даже не состоит в партии и никогда не называл себя ее сторонником. Сразу после победы на выборах, где он участвовал под бело-голубым флагом, Бобков заявлял: «... для меня партийная принадлежность не имеет никакого значения... А партия — ну что партия? Мне представилась возможность поучаствовать в праймериз, и я занял второе место, что позволило мне принять участие в выборах по одномандатному округу». Тогда же он сказал, что «как был со своими убеждениями, так с ними и остался». Поддержка «ЕР» в данной конкретной ситуации с убеждениями Бобкова не соотносилась, поэтому без всяких зазрений совести прокатил своих покровителей.
Один из богатейших людей Бурятии, Аркадий Цыбиков обязан политической карьерой именно коммунистам. Именно КПРФ выдвинула его сначала в Горсовет Улан-Удэ, а затем и в Народный Хурал пятого созыва. В шестой созыв он пришел уже под знаменем «Единой России», однако смена партии прошли без традиционных в таких случаях скандалов — Цыбиков расстался с коммунистами мирно. Никогда не признаваясь в любви и верности ни к одной из политических сил, депутат-бизнесмен, тем не менее, знает цену хорошим отношениям и многолетнему партнерству. Голосование за КПРФ в его случае стоит расценивать как признак хорошего делового тона, а не предательство интересов «Единой России».
Похожая ситуация и с Андреяном Зыбыновым, другим представителем бизнеса. Он, в отличие от Аркадия Цыбикова, имеет 15-летнюю история отношений с «Единой Россией» и представляет собой классического верного солдата партии, но вместе с тем обладает куда большей репутацией и политическим весом в республике, чем бело-голубой бренд. Зыбынов — хороший пример того, как человеческие отношения в республике перевешивают номенклатурные. Отказ голосовать за отставку коммунистов — его принципиальная позиция, которую он не готов уступить решению партий и которую может себе позволить по статусу. То же относится и к Светлане Будаевой, еще одной представительнице «старой школы», которых сложно напугать словосочетанием «решение партии».
Последняя фигурантка перечня «предателей» удивляет больше всего — это Татьяна Мантатова, у которой вопросов к власти, казалось бы, должно быть меньше всего. Однако не стоит забывать, что в 2016-2017 года она успела побыть сенатором от Бурятии, однако после смены власти в республике ее место досталось Вячеславу Наговицыну. Так высоко она больше прыгнуть не сумела, а возвращение из Совфеда в Хурал — опыт крайне болезненный и малоприятный. К тому же позиции принадлежащего ей телеканала «Аригус» в последние годы серьезно просили — интересы мэрии исправно обслуживает «Тивиком», а фаворитом правительства Бурятии стал «АТВ».
Такой передел рынка вкупе с весьма туманными перспективами по поводу выдвижения в Госдуму в 2021 году и формируют весьма противоречивые чувства в душе Татьяны Мантатовой. Которая, как и многие другие представители списка «13 друзей Мархаева», получила от «Единой России» и руководства Бурятии (что с недавних пор равнозначные понятия) намного меньше, чем отдала.
Таким образом, все 13 ослушавшихся депутатов имели свои причины на то, чтобы поддержать коммунистов и оставить «Единую Россию» в ситуации, когда ей была необходима максимальная поддержка. Это дает все основания полагать, что ужесточение партией порядков в своих рядах и отмена анонимности в Народном Хурале не решат проблему — ведь от этого у единороссов не появится больше причин ставить интересы «ЕР» выше своих собственных.
Правда в том, что реальная власть и влияние партии в Бурятии меньше, чем декларирует ее руководство, и искусственное поддержание видимости могущества никак не повлияет на реальное положение дел.
Скорее наоборот — депутаты, и без того уже не готовые пойти за «Единой Россией» по первому ее зову, еще больше будут разочарованы ее политикой превалирования общих интересов над личными. Попытка подавить самостоятельность депутатов лишь ускорит распад республиканского отделения партии власти и в перспективе приведет к скандалам даже более громким, чем дело «13 друзей Мархаева.
Фото: «Номер Один в Бурятии»; Марк Агнор, infpol.ru; russianstock.ru; Юлия Плеханова, управление по информационной политике администрации Улан-Удэ;