Красноярская «игра престолов»: придётся вмешаться Москве?
Подводим промежуточные итоги актуального противостояния двух монструозных сил на просторах Красноярского края. Кто-то называет происходящее «северной войной», кто-то «игрой престолов», но суть от этого не меняется. Руководство региона и лично губернатор Александр Усс вступили в острую конфронтацию с «Норильским никелем».
Природа и исходная точка конфликта предельно понятны. «Норникель», не поставив руководство Красноярского края в известность об истинных масштабах разлива топлива на норильской ТЭЦ-3, вероломно подставил губернатора Усса под каток президентского злословия: «А чё делать-то? Вы же губернатор. <…> Мы что, о чрезвычайных ситуациях из социальных сетей будем узнавать? У вас там всё в порядке со здоровьем?».
Неприятный и унизительный разнос на селекторе у Путина губернатор Усс запомнил надолго — и вполне справедливо преисполнился гневом по отношению к «Норильскому никелю» и его гендиректору Владимиру Потанину. Последнего, к слову, президент Путин лишь немного пожурил за разлив более 20 тысяч тонн дизельного топлива в экосистему Арктики. А Уссу публичной порки досталось сполна.
Счёт в красноярской «игре престолов» складывается не в пользу «Норникеля». «Ход Ахметчиным» с попыткой обвинить краевые власти в недееспособности по части противостояния коронавирусу закончился отставкой пронорникелевского мэра Норильска по собственному желанию. На стороне руководства Красноярского края осознано или неосознанно выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, а это уже тяжёлая артиллерия самого крупного калибра. Сенатор не скупилась на слова жёсткой критики по отношению к руководству металлургической компании. Кроме того, в телеграм-пространстве проуссовские каналы усердно отрабатывают каждый негативный для «Норникеля» информационный повод, а таких немало и с течением времени становится ещё больше: на промышленных площадках компании регулярно случаются инциденты, связанные с экологическим вредительством металлургов.
Владимир Потанин и его компания ослаблены также раздраем внутри собрания акционеров и необходимостью выторговывать у надзорников снижение штрафа за майский разлив дизельного топлива. Так что у металлургического олигарха проблем хватает с лихвой.
Между тем наблюдаемый нами конфликт в стратегическом планировании не идёт на пользу Красноярскому краю, ведь «Норникель» — крупнейший налогоплательщик региона. И здесь интересно, что стороны транслируют через подконтрольные медиаплощадки полярные взгляды на роль «Норникеля» в краевом бюджете.
Проуссовские телеграм-каналы утверждают, что от года к году официальная доля металлургической компании в краевой казне уменьшалась: с 30% в 2011 году до менее чем 20% в 2018 году при том, что на плечах краевой казны лежит содержание Норильска. В «Норильском никеле» транслируют своё: налоговые отчисления в бюджет края от года к году растут, и в 2019 году превысили 30% от всей доходной части краевого бюджета.
Если об истинном вкладе «Норильского никеля» в бюджет края, с учётом бюджетных расходов на содержание Норильска, можно поспорить, то с вкладом компании в непосредственное развитие северного города всё предельно ясно — его нет как такового. Жилищный фонд изношен на треть, экология убита (почвы и водоёмы отравлены перманентными утечками и сбросами, атмосферный воздух — диоксидом серы), из производственной инфраструктуры и оборудования выжаты все соки.
Как бы то ни было, текущему противостоянию рано или поздно должен быть положен конец. Едва ли федеральный центр в восторге от того, что в Сибири развернулась местечковая «игра престолов». Судя по всему, Москве придётся вмешаться. Потому что пока не видно тех точек соприкосновения, которые могли бы привести противоборствующие стороны к примирению.
Предложить свою тему и связаться с редакцией БАБРа в Красноярске можно по адресу [email protected].