Почему Душин не Семенов, а «Adibas» не «Аdidas»? Часть 1
Когда Александр Душин в 2017 году стартовал на пост главы Усть-Кута, пиарщики любили его сравнивать с Вадимом Семеновым. Мол, такой же не просто крепкий, а суперкрепкий хозяйственник. В пользу сравнения тогда играли, прежде всего, внешние данные. Мощные тела и не менее веские словечки, которыми политики время от времени посыпают недругов.
Отсюда делался простой вывод. Раз Душин по каким-то параметрам похож на Семенова, он непременно заслужил город, ради которого любые подвиги совершит. И в имеющихся сусеках всегда на румяного увесистого колобка наскребет. И в областные–федеральные программы своими клещами так вцепится, что чиновникам проще дать любые миллиарды, нежели отказать.
И вот прошло три года. Срок достаточный, чтобы сопоставить «оригинал» и его верхнеленский «аналог». Тем более, уже 13 сентября и жители Черемхово, и устькутяне будут давать оценки своим градоначальникам на избирательных участках.
К слову, уже в этом плане сравнение далеко не в пользу Александра Душина. За первые три года работы в 2006–2008 годах Вадим Семенов уже успел провести мирную «черемховскую революцию» в плане благоустройства города. Все дальнейшие 12 лет явились усовершенствованием по накатанной колее. Хотя мог бы объявить, как Душин, что выполнил пятилетку за три года и податься дальше.
Но ЗАМЕТНО тогда преобразив Черемхово, Семенов не метался в бок и не прыгал в верх. Даже отказывался перейти в правительство Иркутской области.
По итогам же первой пятилетки, в 2010 году черемховцы поставили мэру оценку 91,6 баллов (по 100-бальной шкале). Не сбавляя маховик работ, в 2015 г. Вадим Александрович получил 91,4%. Зная предмет, он не волнуется и теперь, сдавая экзамен горожанам четвертый раз. Перед ним не стоят путанные развилки. Или изберут, и перескочу в район. Или не изберут, и останусь по городу. Или посадят – или отверчусь.
В сверке же непосредственной работы Душина и Семенова оговорим самое важное. Конечно, нет смысла сравнивать 14 лет черемховских преобразований с тремя годами усть-кутских. Поэтому можете сопоставить истекшие три года Александра Михайловича и ЛЮБЫЕ три года Вадима Александрович. Устькутянам, которые знают свой город не только по картинкам в предвыборных буклетах, это будет несложно. Ну а черемховцы, видимо, в очередной раз испытают гордость за свой город.
«Цвет настроения черный»
«Избавиться от унылого настроения в Черемхово в 2006-ом было непросто, – пишет Ольга Глинская. – С начала 90-х в городе были закрыты Чулочная фабрика, Картонно-рубероидный завод, завод ЖБИ, предприятия пищепрома, позже грянула реструктуризация угольного сектора, безработица. Город, гремевший успехами угольщиков в 70-ые, угасал. Само слово «черемхово» стало нарицательным. Подразумевалось: серость и уныние».
Вадим Семенов сломал все шаблоны руководителя, привычные здесь. Историк, а не бизнесмен или чиновник со стажем. Для депрессивного угольного города, где во всех смыслах «цвет настроения черный» непривычно ярко и даже броско одевался. Эпатажные прически, как у панка. Не случайно, на первом этапе он запомнился, прежде всего, выразителем интересов молодежи.
Самобытный, искренний, с мощнейшей энергетикой и всесторонней образованностью. В 32 года директора «Городского молодежного центра» уже избирают председателем Думы. А еще через четыре года он становится всенародно избранным мэром.
Коммунальный скачок
В любом деле нужен верный подход, большое желание перемен и действие. Все это сошлось в триедином ключе у Вадима Семенова.
Сперва пришлось просто спасать город. Удивительно, что, имея гуманитарное образования, новый черемховский мэр не только разгреб авгиевы конюшни коммуналки, а сделал это так быстро! Восстановил резервный водозабор. Сначала просто подлатал проблемные (то есть почти все) водоводы и теплосети, а затем начал их полную замену. Сейчас аварийных трасс практически не осталось.
В Черемхово немыслима типичная авария для Усть-Кута. Когда в январе прошлого года микрорайон «Нефтебаза» – 14 домов и два детских сада остались без отопления и горячей воды. Аварию устраняли неделю. Проверка прокуратуры выяснила ее причину – глава Душин передал теплосети в нарушение закона о концессии ООО «Финком». Власти не только не ремонтировали сети, но и не контролировали подготовку к отопительному сезону.
Семенов заставил управляющие компании выполнять ВСЕ обязательства перед жильцами, а часто – даже больше. Причем, тариф на ЖКУ в черемховских домах – по сей день один самых низких в Иркутской области. Видимо, в Шелехове, Усть-Куте или Иркутске большая часть денег идет явно не туда.
Также быстро забылись в Черемхово парящие подъезды с кружевными снежными шапками. Если для мэрии Николая Усманова (предшественника Семенова) наступление отопительного сезона являлось чем-то вроде стихийного бедствия, всего за пару лет город оказался в передовиках по подготовке к зиме в Приангарье. Еще была замена малых, но много чадящих котельных на централизованное отопление. Как признали эксперты в ЖКХ, за 5 лет в коммунальной сфере Черемхово было сделано больше, чем за 20 предшествующих.
Далеко не все города региона успели (смогли) запрыгнуть в поезд под названием «185-ФЗ». Кстати, даже Иркутску это удалось ни с первого раза. Однако мэрия Семенова не пропустила ни одной заявки, капитально отремонтировав к 2012 г. 117 домов. Не за счет «Фонда капремонта МКД» – то есть жителей, а на 95% на федеральные и областные деньги. Капремонты и после этого не останавливались.
«Плохие» дороги
А по программе переселения в новые квартиры только за первые годы Семенова заселили почти 2000 человек. В середине «нулевых» состояние жилья в Черемхово было катастрофическим, аварийного насчитывалось 160 тыс. квадратных метров. Например, саманные бараки на Шадринке строили еще военнопленные японцы после Второй мировой.
К 2013-му объемы строительства жилья по программе переселения возросли в 13 раз. Общий объем инвестиций тогда составил 557 миллионов рублей. Масштабные стройки по программе продолжались и далее.
«У нас плохие дороги, хотя, по сравнению с другими городами области, они лучше». Что в этой оценке Вадима Семенова больше – самокритики или скромной гордости. Я не раз был в Черемхово, потому уверен во втором. Не будем мучить названиями всех отремонтированных улиц.
Вадим Семенов справляется сам – исключительно из средств бюджета. Ему не перепадает спонсорская помощь. Как, например, администрации Усть-Кута, которой Иркутская нефтяная компания оплатила 11,3 млн рублей на разработку проектной документации на реконструкцию автодороги по ул. Кирова.
При Семенове впервые установили светофоры. А три неудобных «водопропускных сооружения» через Черемшанку поменяли без афиширования на свайные мосты. Прилетел бы он разок в город на Лене. Может быть, и мост через Куту «по щучьему велению» отстроился?
Да будут свет и краски!
В середине 2000-х в Черемхово глазу не за что было зацепиться – кроме обшарпанных «панелек» да дымящих труб котельных, щетиной торчащих по всему городу. Ну а в вечернее время глаз вообще видеть не мог потому, что на весь город работали лишь 520 светильников. Причем, все располагались в центре.
С изобретения электролампочки Т.А. Эдисоном минуло 126 лет, а с плана ГОЭЛРО Ильича – 88. Но жители большей части города угольщиков продолжали пребывать во тьме. Уже к 2011 г. черемховские улицы освещали 2000 фонарей. Впервые в истории осветили отдаленные поселки. Только за один лишь 2013-й было освещено 24 улицы. В 2016-м протяженность обслуживаемых сетей уличного освещения составила 180 километров, а светильников – 3955. Сегодня весь город радует красками днем, а светом – ночью.
Когда я наведываюсь в Черемхово, хоть отдаленно, он мне напоминает европейские городки. Конечно, из-за оригинальных памятников. Только в Старушке–Европе они копились столетиями. А здесь – за первую пятилетку Вадима Семенова. И это не безумные инсталляции и не монументы-уродцы (аля Зураб Церетели и Даши Намдаков), а лучезарные символы нового Черемхово. Конечно, без них можно было прожить. Но и любить этого город было бы не за что.
В 2008 г. установили памятник Шахтерам, через год – памятник учительству. Летом 2011-го на Храмцовке появился причудливый Айболит, а рядом с редакцией газеты «Черемховский рабочий» открыли скульптурную композицию «Любовь и голуби» по пьесе земляка Владимира Гуркина. Его имя носит Черемховский драматический театр, появилась улица с именем драматурга. «Мы – черемховцы, мы из того города, в котором жил, работал, творил Владимир Гуркин», – объяснил Вадим Семенов.
Затем город украсили памятники первому поселенцу ямщику Кабакову; купцу Петру Щелкунову; «Трем драматургам (Александру Вампилову, Владимиру Гуркину и Михаилу Ворфоломееву); скульптура влюбленных; скульптура будущей матери; Петру и Февронии Муромским и др.
В 2016 г. была обустроена Аллея Славы с арсеналом боевой техники. Еще Черемхово – это город скверов с зелеными слонами, лосями, медведями. Световой фонтан на площади им. Ленина давно стал любимым местом для встреч и прогулок.
«Прежде чем гордиться, нужно улыбаться»
Вопрос на засыпку: «Что важнее – восстановить спустя 9 лет Западный железнодорожный переезд в центре города или украсить улицы цветочными кашпо?» Правильный ответ – и то, и другое. Потому что без внешнего декора, ощущения радости, меркнут самые полезные дела.
Постепенно люди привыкли к цветным шарикам и кашпо. «Конкретный пример из жизни Черемхово: в 2010 г. украли шесть кашпо с цветами. Шесть! А раньше воровали по сорок, пятьдесят в день», – с радостью отмечал тогда Вадим Семенов. Еще через 5 лет по городу красовались 650 цветочных кашпо. Также ежегодно высаживается около 100 тысяч единиц цветочной рассады на клумбах И по 100–150 саженцев сосны и березы.
«Черемхово задал многие тренды в области, – уже позже вспоминал Вадим Александрович. – Мы начали красить столбы, украшать шариками–фонариками, и все пошли за нами. Первая задача – заставить людей улыбаться, вторая – научить гордиться своим городом».
Перейди, скажем в 2012-м, Вадим Семенов в правительство Иркутской области, он всё равно остался бы на долгие годы героем горожан. По сути, в жизни воплотил сказочный сюжет о бароне Мюнхгаузене, который за волосы вытащил из болота … не себя, а целый город. Но, во-первых, Семенов – не хвастун и не врун, в отличие от этого литературного персонажа и нашего современника Александра Душина. Во-вторых, Вадим Александрович предпочел пожертвовать любыми карьерными ростами ради того, что уже научился лучше всех! Продолжать развивать любимое Черемхово.
Из старой советской песни известны слова «Есть у революции начало, нет у революции конца». Вот и семеновская революция по преображению города настолько увлекла всех участников – самих горожан, прежде всего, что вплела друг в друга их дальнейшие судьбы. Слова «Семенов» и «Черемхово» стали если не тождественными, то, как минимум, однокоренными.