Игорь Кобзев и коронавирус: беспомощность и некомпетентность
Вторая волна коронавирусной инфекции распространяется в Иркутской области пугающими темпами. По состоянию на середину октября заболевает в сутки уже 150 человек, что превышает майские показатели.
Главные заложники роста коронавируса и его же главные виновники - губернатор Игорь Кобзев и региональный министр здравоохранения Наталия Ледяева. Последняя вообще непонятно как оказалась на этом посту: в прошлом году она достигла предельного для госчиновника возраста, и ее назначение министром само по себе является грубым нарушением. По имеющейся информации, Игорь Кобзев в данном вопросе слепо доверился своему главному кадровому консультанту Владимиру Шпраху. Который не преминул провести на ключевую должность близкого к себе человека.
Ледяева все девять месяцев пребывания в должности проявляет буквально чудеса некомпетентности и непрофессионализма. Напомним, перед уходом на пенсию она работала руководителем Росздравнадзора, то есть была крайне далека от практической медицины и тем более от какой бы то ни было ответственности. Попав на пост врио министра, Ледяева занималась в основном подковерными интригами и сведением счетов с неугодными.
В марте 2020 года, на фоне нарастающей угрозы коронавируса, Ледяева утверждала, что регион полностью к ней готов. Оказалось, что это совершенно не так: в первые же недели реальных заболеваний стало понятно, что не хватает ни масок, ни респираторов, ни защитных костюмов для врачей. Вплоть до лета вовсю орудовали спекулянты, взвинтившие цены на маски до запредельных цифр. Подготовка к пандемии была полностью провалена - но Игорь Кобзев не сделал из этого никаких выводов.
И Ледяева, и тогда еще врио Игорь Кобзев всю весну требовали, чтобы люди оставались дома, так как врачи не справляются с количеством больных. При этом масочный режим в регионе практически игнорировался вплоть до октября. Никаких штрафов за несоблюдение масочного режима не следовало, за пределами города Иркутска про маски вообще никто не думал. Вместо строгого соблюдения масочного режима, Игорь Кобзев нанес сокрушительный удар по бизнесу, запретив работу общепита, театров, спортзалов и на несколько недель блокировав непродовольственный рынок. Как следствие, началась волна закрытий бизнесов и банкротств.
Напомним, это был период подготовки к выборам губернатора Иркутской области, и деньги из федерации на Кобзева лились рекой. Однако вместо решения вопросов расширения больничных мест и укрепления службы «скорой помощи», Кобзев предпочел пиар на затопленных Тулуне и Нижнеудинске, куда и были брошены все средства. Сейчас выясняется, что значительная часть этих средств была благополучно попилена.
Еще в апреле 2020 года стало понятно, что мест в стационарах Иркутска катастрофически не хватает. Не менее критическая ситуация была и за пределами региональной столицы: стационарные места, как правило, есть только в центральных районных больницах, но их там всего десяток-два, и при этом в районах по определению нет специалистов, компетентных в лечении коронавируса и схожих заболеваний.
Отметим, что и с хваленой «медициной катастроф» тоже все плохо. По данным источника в региональном минздраве, на ходу лишь один специализированный вертолет Ми-8, но и тот либо стоит на приколе из-за отсутствия средств, либо выполняет рейсы для вип-персон.
Игорь Кобзев и Наталия Ледяева изначально пошли по порочному и тупиковому пути перепрофилирования больниц под коронавирусных больных. В итоге этго непродуманного решения в иркутской медицине фактически наступил коллапс: плановая помощь и помощь по другим заболеваниям, отличным от коронавируса, была сведена к минимуму. Это неизбежно вызвало резкий рост заболеваемости и смертности от других, не коронавирусных причин.
Кроме того, была пущена на самотек и безопасность внутри самих больниц, что привело к вспышкам заболеваемости коронавирусом в таких крупных лечебных учреждениях, как Городская клиническая больница N 1 и Диагностический центр. Как следствие, эти лечебные учреждения отправлялись на карантин и были исключены из системы помощи больным по любому профилю.
Вместо принимаемых полумер врио губернатора следовало направить имеющиеся средства и силы на организацию одного-двух крупных коронавирусного госпиталей, оставив остальные лечебные учреждения работать по своему профилю. Для этого, с момента начала пандемии и до настоящего времени, имелось восемь месяцев - вполне достаточное время даже для того, чтобы построить такой комплекс с нуля. Пострадавшие от наводнения в Тулуне и Нижнеудинске могли в такой ситуации и подождать - однако Игорь Кобзев предпочел собственный пиар сейчас, чем безопасность населения потом.
Результат всех этих неграмотных полумер виден уже сейчас: вторая волна только началась, а в Иркутске людей уже некуда госпитализировать.
Не менее катастрофическая ситуация и со «скорой помощью», которая банально не справляется с потоком больных. При этом полная бестолковость в информировании населения приводит к тому, что «скорую» вызывают по любой причине - ОРВИ, ОРЗ, бронхит и так далее. Ничуть не лучше ситуация и с тестированием на коронавирус: несмотря на забалтывание ситуации и самовосхваление минздрава, по сути бесплатные тесты проводятся в течение минимум недели. Зато коммерческое тестирование развернулось в полную силу, что вынуждает заболевших тратить огромные средства на собственное спасение.
Чем занят Игорь Кобзев сейчас? Больше недели он отсиживался в Москве, решая какие-то собственные вопросы. Наталия Ледяева в это время беспомощно оправдывалась перед населением, в худшем чиновничьем стиле пытаясь доказать, что все идет по плану. По возвращении в Иркутск губернатор вместо реальных мер пытается закрутить гайки бизнесу, с опозданием больше чем на полгода внедряя принудительный масочный режим.
Маски - дело нужное, но это лишь крохотная часть превентивных мер по коронавирусу. Другая проблема гораздо важнее: людей некуда госпитализировать. В отсутствие эффективно работающей «скорой помощи» больные вынуждены заниматься самолечением в домашних условиях. Внятной стратегии лечения и препаратов нет: врачи, не моргнув глазом, прописывают больным бесполезный арбидол.
Это - полный провал. И звезды на погонах генерал-полковника никак не помогают его скрыть...