Повышение тарифов в Иркутской области: кто стоит за непопулярным решением?
Информация о выравнивании тарифов Иркутской области и Тывы произвела в Иркутске эффект разорвавшейся бомбы.
Иркутяне всегда считали низкие тарифы на электроэнергию своим незыблемым правом, а тема вероятного повышения тарифов всегда становилась безотказным инструментом политического манипулирования. Напомним, именно в Иркутской области находятся гидроэлектростанции, которые в 60-е годы были знаменитыми молодежными стройками, и сам факт их ударного строительства почему-то считается местными жителями достаточной причиной для низких тарифов.
Как выяснилось, тема оказалась неожиданной и для руководителей регионов. В частности, на пресс-конференции 19 ноября губернатор Иркутской области Игорь Кобзев не смог обойти эту тему и заявил:
«Я считаю, что данная ситуация не допустима. Такое предложение уже было некоторое время назад, Иркутская область тогда ответила отказом. Ответим отказом и в этот раз. Хотя пока, повторюсь, это только общий подход. Мы против выравнивания тарифов как для потребителей, так и для предприятий. Рост тарифа на 4% ведёт за собой увеличение выпадающих доходов. Мы предварительно посчитали, что это миллиарды рублей из консолидированного бюджета Иркутской области. И дальше идут процессы, которые стоит рассматривать с точки зрения конечных потребителей. Выпадающие доходы необходимо компенсировать средствами областного бюджета. Экономика не в нашу пользу, поэтому мы будем отвечать отказом».
На информацию о выравнивании тарифов с Тывой неудачно наложилась политическая дискуссия, инициированная, как всегда, коммунистами, поводом к которой стала очередная придуманная «страшилка» о повышении тарифа для всего населения в результате возможной отмены так называемого «перекрестного субсидирования» в Иркутской области, хотя речь обо всем населении как раз не шла вовсе, а лишь о самой зажиточной его части, которая жжет электроэнергию от души , а платит за это – крупный бизнес . Однако на этот раз было озвучено реальное решение, принятое в октябре на уровне правительства России. Как пишет «Независимая газета», в письме вице-премьера Юрия Борисова президенту эта мера обосновывается необходимостью поддержки регионов с низким уровнем экономического развития.
Основной целью предлагаемого изменения называется создание конкурентных условий для энергоемких инвестиционных проектов. Однако на практике создание таких условий до сих пор ограничивалось лишь лозунгами и нигде практически не реализовывалось.
По сути регионам предлагают механически, без учета сотен экономических факторов, выравнять тарифы - увеличив их в одном субъекте и уменьшив в другом. При этом задача повышения эффективности сетевой инфраструктуры и создания условий для привлечения бизнеса не только не ставится, о ней даже не идет речь.
Очевидно, что проект рассматривался давно: «Независимая газета» утверждает, что еще в августе 2019 года Минэнерго давало пояснения по этому поводу. Однако окончательное решение оставлено за главами регионов: законодательство России в сфере электроэнергетики не предусматривает у федеральных органов государственной власти полномочий, позволяющих определять решения органов исполнительной власти субъектов РФ в данном вопросе.
По всей видимости, за предложением кроются коммерческие интересы компании «Россети», которая таким образом пытается скрыть свою неэффективность в проблемных регионах с высокими тарифами на услуги по передаче электрической энергии. Характерно, что инициаторы проекта откровенно заблудились в географии, предложив выравнять тарифы Иркутской области и Тывы: регионы хотя и имеют небольшой участок общей границы, однако на нем отсутствуют сети передачи электроэнергии. Между тем действующие нормативно-правовые акты подразумевают установление тарифа для взаиморасчетов между сетевыми организациями возможно только в случае наличия физического перетока электрической энергии между ними.
Кроме того, Тыва закупает электроэнергию на оптовом рынке не по рыночным ценам, а по льготным регулируемым тарифам. По подсчетам «Независимой газеты», выравнивание сетевых тарифов в этих двух регионах приведет лишь к тому, что электроэнергия в Тыве будет на 25% дешевле, потребители Иркутской области должны будут дополнительно оплатить 1,2 миллиарда рублей. Рост перекрестного субсидирования в таком случае составит около 21% сверх установленной предельной величины.
19 ноября проект обсудили в Госдуме и пришли к аналогичным выводам: тарифы механически выравниваются, вместо повышения эффективности сетевой инфраструктуры и создания условий для привлечения бизнеса. При этом снижение тарифов на электроэнергию для потребителей региона путем применения нерыночных механизмов на самом деле не приводит к увеличению инвестиционной привлекательности региона. Напротив, согласно расчетам экспертов РЭШ, дешевая электроэнергия оборачивается неэффективностью производства во всех отраслях экономики в субсидируемых регионах.
Таким образом, предлагаемый проект является дискриминационным и искажающим рыночный механизм ценообразования. Риски, возникающие от непредсказуемого увеличения тарифа вследствие роста перекрестного субсидирования в сетях, снижают инвестиционную привлекательность строительства энергоемких производств в рамках Единой национальной электросети. Выравнивание сетевых тарифов, согласно этим оценкам, не позволит решить поставленную задачу привлечения энергоемких производств: еще один механизм увеличения перекрестного субсидирования приведет только к тому, что развитие промышленности станет экономически нецелесообразным ни в одном из перешедших на единый тариф регионов.
По мнению ряда экспертов, необходимо не выравнивать тарифы, а, наоборот, расширить практику применения дифференцированных по уровню потребления тарифов на электроэнергию и определить перечень регионов для их обязательного применения.
Отметим, что проект вызвал бурю негодования и в соседней с Иркутской областью Бурятией, в которой тарифы в несколько раз выше, чем в богатом ГЭС Прибайкалье. Дело в том, что уже в новое время неоднократно вбрасывались идеи объединения энергосистем Иркутской области и Бурятии; правда, делалось это преимущественно без экономических расчетов и исключительно из целей политического пиара. Дело в том, что в Бурятии имеется несколько генерирующих организаций, принадлежащих разным собственникам, и более 25 компаний, занимающихся передачей энергии. Создание в этих условиях единой энергосистемы практически невозможно как технически, так и экономически.