Люди и олени Тофаларии ждут помощи
В середине марта Ассоциация коренных малочисленных народов Иркутской области, созданная при поддержке "Байкальской Экологической Волны", и съемочная группа «БЭВ» выехали в в Тофаларию для съемок фильма, анкетирования жителей поселков Алыгджер и Нерха и проведения собраний общин, где был выбран делегат от тофов на Пятый съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, который состоится в Москве 11 апреля 2005 года. Малочисленный народ тофов будет представлять на съезде Раиса Александровна Киштеева, главный врач Алыгджерской больницы.
Тофы, как и их олени (тофаларский олень самый крупный олень в мире) – нуждаются в помощи и защите. В результате событий последних лет, малочисленный народ оказался ограбленным и беззащитным в правовом отношении. Основная часть тофов на данный момент безработные, так как их исконное занятие – оленеводство, практически уничтожено. После развала советской власти и уничтожения колхозов, целые стада оленей забивались, перепродавались. Но часть стада тофы все-таки сохранили сами, по своей инициативе, хотя имущественного права на владение стадом у них нет – оно передавалось от государственных хозяйств к различным частным собственникам, как правило, не имеющим отношения к тофам.
Александр Баканаев, возглавивший Алыгджерскую территориально-соседскую тофаларскую общину, появившуюся совсем недавно, вспоминает: «После того, как был закрыт коопзверопромхоз, оленей, которых бывшие собственники еще не успели продать или забить, алыгджерцы разобрали оленей «по рукам», но не стали разбивать стадо и содержали его сообща 8 лет на крошечные средства оленеводов. Хотя юридически какие-то «собственники» перепродавали оленей из рук в руки». К сведению, в соседнем поселке Нерха все олени были забиты, так как не на что их было содержать.
Сейчас самое крупное стадо находится именно в Алыгджере – около 300 оленей, и содержат его оленеводы, объединившиеся в Алыгджерскую территориально-соседскую тофаларскую общину. Для сравнения в Верхней Гутаре – еще один поселок компактного проживания тофов, - стадо оленей почти в три раза меньше. Однако юридически олени принадлежат ПООПу (Потребительскому обществу охотников-промысловиков), находящемуся в Нижнеудинске, - это более чем за 300 километров от Алыгджера и Верхней Гутары. В правлении ПООПа в основном сотрудники администрации и коммерсанты, которые завозят товары в Тофаларию. Таким образом, одни содержат оленей – пасут их в тайге сами или отдают последние деньги пастухам, а другие – те, которые по-ближе к власти, владеют стадом.
На поддержку жизнедеятельности Тофаларии из федерального и областного бюджетов выделяются значительные денежные средства, но часть из них просто не доходит до оленеводов или используется не по назначению. К примеру, в 2004 году из бюджета Иркутской области оленеводам Тофаларии было выделено176 тысяч рублей. Но по распоряжению главы администрации Нижнеудинского района С.М.Худоногова, без согласования с оленеводами, на эти деньги были закуплены электрорубанок, машинки для резки металла (оленеводы недоумевают: кого строгать и резать в стаде), четыре бензопилы (непонятно, зачем нужны четыре бензопилы в одно, ну или в два стада, тем более, годом раньше, алыгджерцы уже купили бензопилу на свои деньги), три малогабаритных электростанции, сапоги болотные и т.д. Это в то время, когда на последние копейки тофы стараются обеспечить продуктами пастухов.
На момент проведения собрания - в середине марта 2005 года, все вышеперечисленные товары, закупленные на деньги выделенные Иркутской обладминистрацией для поддержки оленеводов Тофаларии, так и не были доставлены по назначению. По словам поселкового главы В.А.Лобченко, он не принимал участия не в закупке товаров, не в их выборе. Поэтому он не смог ответить на вопросы участников собрания, которые сводились примерно к одному – «для чего козе баян?» Было решено, если все-таки эти товары дойдут до оленеводов, продать их и на полученные деньги обеспечить оленеводов более жизненно необходимыми продуктами и товарами.
По данным проведенного во время поездки соцопроса, примерный заработок мужчины, занимающегося охотничьим промыслом, от 8 до 15 тысяч рублей в год!!! Например, шкурку соболя в поселке Нерха охотник сдает коммерсанту Аюпову за 300 рублей, а в Алыгджере, где создана охотничье-промысловая община «Чара», за ту же шкурку можно получить 1300 рублей. Люди безработные, а их среди тофов большинство, берут в магазине продукты под запись, - сахар, муку, чай, - без этого не обойтись и самому не добудешь и не вырастишь, а потом расплачиваются с коммерсантами пушниной. Как говорят охотники, в момент расчетов стоимость продуктов резко увеличивается, а пушнина, наоборот, падает в цене.
Тофалария - труднодоступная территория. Не каждый может позволить себе даже выехать за ее пределы. Поэтому людям здесь нужна помощь – правовая, информационная, организационная, не говоря уже о финансовой. И эту помощь можно получить лишь объединившись. Как сказал на собрании в своем выступлении исполнительный директор Ассоциации коренных малочисленных народов Иркутской области Виктор Кузнецов: «Одного человека легко обидеть, общину обидеть сложнее». Именно для защиты прав малочисленных народов и была создана в январе 2004 года Ассоциация коренных малочисленных народов Иркутской области, которую учредили четыре общины. В течение года в Нижнеудинском, Катангском и Качугском районах было создано еще пять общин, которые также вошли в ассоциацию.
Для справки: Тофалары (самоназвание – тофы, ранее их называли карагасы) – небольшая тюркоязычная народность. В 1959 г. их насчитывалось около 560 человек, в 1970 г. – 620 человек, в 1989 г. – 722 человека. Это мужественный народ, давно обживший суровые Саяны, и успешно борющийся с неласковой природой горной страны. Традиционными занятиями являются оленеводство северного типа и охотничий промысел. Родовые семьи имеют свои охотничьи угодья, которые у тофов называются тайгами. Например, тайги Киштеевых.
Место проживания – Восточные Саяны. Тофалария находится на территории Нижнеудинского района Иркутской области, граничит с Тувой (тофы называют ее Тувиния) и Красноярским краем. В недавнем прошлом – кочевники, сейчас живут оседло в трех поселках: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара.
Язык принадлежит тюркской семье языков. До 1989 года он не имел своей письменности и существовал только в устной форме. В 1989 г. для тофаларского языка была создана письменность и школьные учебники для первого класса. С 1990 г. началось официальное изучение тофаларского языка в тофаларских школах.
Тофы создали свою уникальную неповторимую культуру, как материальную, так и духовную, которая сейчас возрождается. По вероисповеданию –
шаманисты. (По материалам профессора В.И.Рассадина).