Я тебе раскрою тайну...
В последнюю неделю февраля наконец-то приподнялась завеса секретности (или неподготовленности?) над главными вопросами, волновавшими мировую общественность при обсуждении темы строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»: кто будет платить за постройку и откуда возьмутся 80 млн тонн нефти для заполнения трубы?
Строительство за счет бюджета, о котором как возможном варианте говорили многие наблюдатели, похоже, придется забыть: профицит бюджета есть священная корова для Михаила Фрадкова и потому государство не станет вкладывать 14 миллиардов долларов в самого пушистого кота в самой симпатичной мешковине. Есть и другие варианты.
В статье «Северную нефть тянут к трубе» (опубликована в приложении «Ресурсы» газеты «Коммерсант», №33, 25 февраля 2005 года), журналист Евгения Соколова со слов пресс-секретаря Минпромэнерго Станислава Наумова пишет: «Уже найдены источники финансирования для основного маршрута: нефтепровод будет строиться за счет тарифа на прокачку сырья по системе «Транснефти». Первоначально он составит $47 за тонну, затем, после погашения кредитов, которые будут браться под строительство нефтепровода, он может снизиться вдвое». Вполне достойный вариант, если не считать того, что себестоимость российской нефти и без того самая высокая в мире и продать баррель за границей дороже, чем за него дают, нельзя. Следовательно, дополнительную нагрузку продавцы, если они не полные недоумки (а таких в нефтяном бизнесе не водится) переложат на покупателей внутри страны.
Минпромэнерго не видит препятствий и для строительства отдельной ветки в направлении Китая – если китайцы согласятся ее финансировать. Китайцы, как это уже не раз бывало, могут согласиться ее не только финансировать, но и строить своими силами – только пустите. Вот тогда про все экспертизы и экологический контроль можно будет забыть прочно.
Второй главный вопрос: откуда нефть? – взялось решать среди прочих ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (дочернее предприятие «РУСИА Петролеум»), владеющее лицензией на крупнейшее в области месторождение «Верхнечонское». Интересующихся подробностями отсылаем к статье, но прошу заметить: в этом году ОАО должно вложить 42 млн долларов в подготовку разведанных, но неосвоенных месторождений и строительство полевого трубопровода от месторождений Ярактинского и Дулисьминского, а там есть полевой трубопровод до железной дороги. Бизнес-план утвержден советом директоров еще в декабре 2004 года, пропускная способность по плану – 1 млн тонн нефти в год. Первая очередь должна вступить в эксплуатацию летом 2006 года, а следом начнется строительство второй очереди нефтепровода – до Усть-Кута. Иркутская нефтяная компания начала строительство нефтепровода «Верхнемарково – Усть-Кут», протяженностью 110 км, как продолжение уже действующего нефтепровода от Дулисьминского, Ярактинского и Марковского месторождений. Цель - выйти к БАМу, что позволит нарастить добычу нефти до 500 тыс. тонн в год – в пять раз больше, чем в прошлом.
Кто, когда и как проводил анализ и оценку воздействия этих строек на окружающую среду – в газете ни слова.