Путин и дворец
Известный ролик Алексея Навального о дворце Владимира Путина в представлении уже не нуждается. Одна из главных тем обсуждения, наряду с арестом самого Навального после возвращения в Россию. Из наиболее занятного, стоит отметить, что израильский писатель Израэль Шамир (родился в Новосибирске, в 1969 году эмигрировал в Израиль; православный христианин и защитник прав палестинцев), пишущий по-русски, по-английски и на иврите, обратил внимание на то, что выступление Навального явно дословно переведено с английского и сохранились в нем обороты, совершенно не свойственные русской речи.
Впрочем, на мой взгляд, нет нужды обращаться к таким деталям, хотя и весьма занятным. Есть и другой способ рассмотреть этот вопрос, причем в самой его сущности.
Давайте начнем с примеров, известных всем и каждому. Зимний дворец в Петербурге, выстроенный по повелению императрицы Елизаветы Петровны потому, что прежний Зимний дворец не был доволен великости императорского достоинства, тоже обошелся очень недешево, до 990 тысяч рублей. Огромная сумма по тем временам. Императрица даже повелела Сенату изыскать такие доходы, чтобы покрыть расход от 430 до 450 тысяч рублей в год. Деньги были взяты, конечно, с народа: кабацкий сбор, соляной сбор, подушная подать, другие налоги и пошлины.
Можно было бы сэкономить. Стоимость крестьянской избы в середине XVIII века, вместе с материалами и работой плотников, около 100 рублей. Итого, Зимний дворец стоил столько же, сколько 9900 крестьянских изб. Это первоначальная смета, а вообще же Зимний обошелся казне в 2 622 020 рублей 19 копеек. Или 26 220 крестьянских изб, чего хватило бы на целую волость. Но скажите, разменяли бы вы дворец на крестьянские избы? Конечно, нет! Народ сменился, и матушка императрица давно почила, а дворец ее стоит, до сих пор услаждает взор своим великолепием и хранит произведения искусства.
Или вот величественный парк и дворцовый ансамбль Петергофа. Каналы, фонтаны, торжественность фасадов, изящество роскошных интерьеров. В войну Петергоф сожгли и разрушили, однако же было потрачено много народных денег, чтобы восстановить Петергоф таким, каким он был. Да разве мыслимо ли менять такую красоту, завораживающую и восхищающую, на серые крестьянские избы? И что, кто-то скажет, что зря Петергоф восстановили?
Да и товарищ Сталин тоже был не чужд дворцестроительства. Мне как-то довелось увидеть Дворец культуры в кузнецком Салаире, местечке довольно глухом. Красив необычайно. Он сохранил все свое первозданное архитектурное великолепие, отделку, росписи. Как вошел в него, так словно бы снова оказался в 1930-е годы. Сталин, как известно, замахнулся на грандиозный проект Дворца Советов, но не смог его реализовать из-за войны.
Таким образом, одна из главных обязанностей царя состоит в том, чтобы строить дворцы, ради украшения страны и приращения великости царского достоинства. Вообще, думаю, что стоило бы в Конституцию России записать нечто вроде в петровском стиле: «Аще кто царем будет, тому надлежит дворец строить, наипаче прочих лучше».
Путин, конечно, потратился на дворец. Однако же, совершенно очевидно, что Путин не вечен и когда-нибудь его понесут. А дворец его останется, будет нас восхищать, радовать и служить. Дворец годится и для официальной резиденции, и для торжественных приемов, и для музея, для санатория, или еще для каких нужд. Дворцы и парки при них украшают нашу жизнь, наши города. Потому строить их нужно и тратиться на них тоже нужно. Это вложения народных денег в красоту, которая, как мы хорошо знаем, переживает века. Этой красоты у нас не так, чтобы много, и ее нужно приумножать.
В старой России был замечательный обычай, что не только цари и императоры, но вообще всякие сановники и богатые люди старались выстроить нечто великолепное, ради увековечивания своего имени. Без дворцов и особняков, построенных ими, мы не можем себе представить многих городов. Вот я бы и вменил в обязанность президентам, губернаторам, крупным компаниям и богачам строить великолепные дворцы и здания, чтобы прочих лучше были. И не только в Москве, Петербурге или в Сочи, а по всей стране.
Надо изжить уже эту привычку брежневского застоя к серому убожеству и к безликим стекляшкам. Красота стоит денег. Красота – это душевное здравие, красота – это достоинство.
Протест этот вовсе не об экономии народных денег, а о том, чтобы украсть у нас красоту великолепных дворцов, загнать снова в советское «баракко». Навальный хочет нас лишить того, без чего никакой культурный человек не может – эстетического наслаждения. И в этом своем стремлении и сам Навальный, и его протест омерзителен до крайности. В сущности, лишение красоты и эстетики ведет к загаженным подъездам, разбитым окнам, преступности, к одичанию и деградации в итоге.
Вот если бы Навальный пообещал, что, если станет президентом, то выстроит дворец, который затмит своим великолепием путинский дворец, то его можно было бы поддержать. Без этого его движение представляет собой чистое разрушение, варварство, если хотите.
Тут даже больше добавить особо нечего.
Фото: Alex "Florstein" Fedorov