Внутри ЦЭЗ Байкала никто не должен жить. Новые правила для населённых пунктов?
Строить железную дорогу, добывать полезные ископаемые, проводить взрывные работы и рубить деревья. Всё это вокруг Байкала делать можно, а вот жить – нельзя.
Запретили, но разрешили: утверждён новый список запрещённых видов деятельности на Байкале.
Знаковое решение вынес Верховный Суд Республики Бурятия, рассмотревший гражданское дело в марте 2021 года по правилам первой инстанции. Оно показывает, что местных жителей всё дальше и дальше отодвигают от Байкала, в прямом и переносном смысле.
История началась в 2005 году. Герой нашей истории приобрёл земельный участок в одном из населённых пунктов на территории Бурятии в частную собственность. Покупка была абсолютно на законном основании.
Однако спустя 15 лет всё поменялось. Оказалось, что районная администрация, принимая в 2005 году постановление о предоставлении исходного участка в частную собственность, не имела на то полномочий, так как территория является федеральной собственностью и только Российская Федерация вправе ею распоряжаться.
По данным Росреестра, спорный объект имеет пересечения с границами земель лесного фонда и, что самое важное, с границами водного объекта – озеро Байкал. При том, что эти границы были поставлены на кадастр только в декабре 2020 года и, учитывая, что по факту участок никогда не пересекал акваторию, собственники территории не могли знать о том, в каком именно месте пройдёт вновь установленная граница объекта федеральной собственности. Хотя активисты «Люди Байкала: право на жизнь» и природоохранная прокуратура вообще заявляли, что есть факты нарушения методики при уточнении границы озера Байкал.
Однако суд предпочёл не видеть этого, указав в решении так: «У коллегии отсутствуют основания подвергать сомнению сведения, представленные Управлением Росреестра по Республике Бурятия». В проведении судебной экспертизы защитникам ответчиков было, естественно, отказано.
В ходе расследования было установлено, что территория лесного фонда располагается только на 2 из 100% всей спорной площади. И что в таком случае можно воспользоваться Федеральным законом о так называемой «лесной амнистии». Однако суд это проигнорировал.
В итоге Верховный Суд Республики Бурятия указал в решении, что 8,9 миллиона гектар, то есть вся Центральная экологическая зона Байкала, это территория федерального собственника, которой ни субъекты, ни муниципалитеты не вправе распоряжаться.
А это может вызвать очень серьёзный резонанс в обществе.
Если придерживаться логики Верховного Суда РФ, то федеральными теперь должны быть объявлены территории всех 110 населённых пунктов, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ в Иркутской области и Республике Бурятия.