18+

Евгений Латышев

©  Новые Известия

Общество Мир

3090

21.04.2005, 23:45

В Красноярске Ленин по-прежнему живее всех живых

Завтра красноярцы непременно посетят ленинские места, коих в крае в избытке. Владимир Ульянов, этот столичного вида молодой, но уже лысеющий человек, вовсе не был похож тогда на оборванных и измученных каторжан, которых обычно в кандалах гнали в Сибирь пешком по Московскому тракту.

4 марта 1897 года на перрон красноярского вокзала энергично соскочил с вагонной подножки 26-летний несостоявшийся адвокат Ульянов, сосланный из Петербурга в Восточную Сибирь под гласный надзор полиции сроком на три года. Как сообщалось в сопровождающих документах -- за революционную деятельность.

Перед шушенской ссылкой Ленин прожил в Красноярске 58 дней, ожидая открытия навигации на Енисее, работая в местных библиотеках над книгой, которая получит название "Развитие капитализма в России" и впоследствии станет ненавистной для многих поколений советских студентов. А потом, в 1898 году, еще раз на недельку будущий вождь пролетариата заглянул в столицу губернии из Шушенского, чтобы подлечить зубы.

Само собой, этот исторический факт на многие годы стал предметом гордости местного партийного руководства: не каждый советский город был освящен присутствием вождя мирового пролетариата. Потомки не забыли его заслуг перед Красноярском – к историческому «столетию» в 1970 году на главной площади города, прямо перед парадным крыльцом здания бывшего крайкома КПСС, выросла 15-метровая фигура Ильича, повернутая почему-то к бывшему партийному фасаду мощным гранитным задом. Самые смелые таксисты рассказывали приезжим анекдот из местного фольклора: будто бы Ленина спрашивают: «Вы почему это, Владимир Ильич, стоите лицом к парку и спиной к партии?». А он будто бы отвечает: «Уж лучше я буду смотреть на разврат в парке, чем в партии».

К другому славному юбилею – 70-летию революции, в Красноярске открылся филиал Центрального музея Ленина. Во всесоюзном реестре подобных филиалов он значился под номером 13, и, как вскоре выяснилось, стал последним в этом гордом списке. Необычное по форме, громоздкое здание из мрамора и гранита, чем-то напоминающее ленинский же Мавзолей, вознеслось на берегу Енисея, в историческом центре города, поначалу вызвав в широких народных массах нехорошие пересуды. В то время, как, впрочем, и сейчас, в городе не очень хорошо было с жилищным вопросом, а денег, потраченных на строительство ленинского музея, с избытком хватило бы на два-три десятка жилых девятиэтажек. Несознательные граждане, пользуясь наступившей гласностью, утверждали, что эти деньги можно было бы использовать с большей пользой для населения. Тем более, что среди экспонатов огромного музея не было ни одной вещи, к которой прикасалась при жизни рука великого вождя, а самым ценным экспонатом был, пожалуй, таджикский ковер с портретом Брежнева, подаренный местному крайкому.

Но нет худа без добра. Музей Ленина в наши дни стал культурно-историческим центром (КИЦ) Красноярска, очень посещаемым горожанами. Здесь одновременно проходит до двадцати выставок – от архитектурных проектов и аквариумных рыбок до вернисажей модерновых художников и показов моды, здесь устраиваются концерты камерной музыки и бардовской песни, здесь состоялось уже пять музейных биеннале. Все это не прошло мимо внимания мировой общественности: несколько лет назад КИЦ, расположенный в центре Азии, получил специальный приз Совета Европы за "лучшее разрешение европейской идеи".

Между прочим, часть третьего этажа музея, так называемый "красный зал", по-прежнему посвящена пребыванию в Красноярске Ленина. К слову сказать, это единственный из всех союзных филиалов, который сохранил ленинскую экспозицию. Другие давно переквалифицировались либо в краеведческие музеи, либо в национальные центры. Это вовсе не означает, что директор центра Михаил Шубский -- несгибаемый коммунист-ленинец, просто он вполне справедливо полагает, что история есть история, и ее нельзя ни перечеркивать, не переписывать. «Удивительная вещь, -- говорит Михаил Павлович, -- с каждым годом в ленинский зал приходит все больше и больше народа. Видимо, людям есть, что хорошего вспомнить о той, прошлой жизни». И даже кондуктора в автобусах по старой памяти объявляют остановку: «Музей Ленина!».

Есть в Красноярске еще один памятник, связанный с именем Ленина -- на вечном приколе у здания Культурно-исторического центра стоит колесный пароходик "Св. Николай". Он знаменит тем, что летом 1897-го года доставил Ленина к месту ссылки в село Шушенское. Пароходик, конечно, не настоящий. В далекие уже семидесятые годы прошлого века, когда вся мировая общественность отметила незабываемое "столетие", к этому музейному пароходу, воссозданному на "закрытом" судостроительном заводе, не зарастала народная тропа. Сюда подъезжали делегации пионеров из отдаленных районов края, а также набегали толпы любопытных.

Все это происходило днем. А ночью, как утверждают злые языки, на историческом кораблике шла совсем другая жизнь. Сердитый дядька с орденскими планками, гонявший днем "неорганизованных" туристов, по ночам занимался гуманным бизнесом. За "трояк" он запускал в каюты бездомные парочки, не спрашивая при этом паспортов и брачных свидетельств. Когда об этом прознали партийные власти, дядьку, конечно, не расстреляли, но с работы уволили.

После 91-го года про "Св. Николай" выяснились вдруг новые исторические подробности. Оказывается, семью годами ранее политссыльного Ульянова, на нем побывал цесаревич Николай Александрович. Возвращаясь из "кругосветки", будущий российский император пропутешествовал на "Св. Николае" в каюте первого класса от Березовки до Красноярска. Теперь "Св.Николай" – филиал краеведческого музея. Когда он только стал пароходом-музеем, в его трюме размещался еще и элитный пивной бар. Можно было выпить, закусить, в потом прогуляться в салон 2-го класса, где за стеклянной дверью сидит, задумавшись о судьбах мирового пролетариата, восковой Ильич. Такая же восковая фигура государя Николая Александровича в парадном мундире, восседает в каюте первого класса. Два года назад бар прикрыли, но до сих пор в Красноярске ходит анекдот о том, как один известный столичный гость, на выходе из пивбара, пытался сунуть восковому государю-императору «чаевые», приняв его за швейцара.

У памятника вождю по-прежнему проходят народные демонстрации и митинги, иногда из красного моря знамен доносятся очень неприятные для нынешней власти слова. Но время, кажется, вот-вот должно всех примирить. И первые приметы этого уже есть: с цоколя памятника, такого гладкого и покатого, ребятишки съезжают на скейт-бордах, и никто их не гоняет, даже милиция. А по пятницам молодожены, не очень озабоченные политическими разногласиями в обществе, по-прежнему фотографируются «у Ленина» и кладут к подножию памятника цветы.

Евгений Латышев

©  Новые Известия

Общество Мир

3090

21.04.2005, 23:45

URL: https://m.babr24.news/?ADE=21277

bytes: 6704 / 6704

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи и новости в рубрике "Наука"