Новый иркутский губернатор: точный расчет или простая лотерея?
Полномочия иркутского губернатора истекают только 7 сентября 2005 года, однако “битва за кресло”, похоже, началась. Во всяком случае, аналитики и политологи всех мастей уже несколько месяцев ломают копья в догадках и спорах о кандидатуре будущего губернатора, а политики и журналисты замерли в раздумьях по более приземленному, но не менее важному поводу: с кем из потенциальных кандидатов нужно “начинать дружить”?
Сам губернатор, хотя и не скрывает своего согласия пойти на новый срок, ведет себя спокойно и уверенно. Еще в конце января Борис Говорин заявил, что не будет ставить перед президентом вопрос о доверии до окончания празднования Победы. В то же время информированные лица в “сером доме” сообщают, что на самом деле вопрос о доверии был поставлен еще в конце декабря, однако он не был рассмотрен по неким загадочным причинам “личного характера”.
Тем не менее, сразу после 9 мая, буквально на следующий день, Борис Говорин выехал в Москву для встречи с президентом по поводу “вопроса о доверии”. Фактически губернатор пошел ва-банк, не дожидаясь осени. Исходя из практики назначений губернаторов, вероятность переназначения прежнего губернатора в случае досрочного “вопроса о доверии” к президенту очень велика.
По поводу такого скоропалительного решения губернатора мнения аналитиков рассредоточились в очень широком диапазоне от “не выдержали нервы” до “был дан сигнал”.
Думается, однако, что на самом деле ситуация несколько сложнее.
Попытки анализировать мотивы решений президента по назначениям губернаторов приводят к достаточно противоречивым результатам. Часть аналитиков считает, что президент стремится по мере сил избавиться от всех назначенцев эпохи Ельцина, справедливо полагая, что политическое мировоззрение этих людей жестко ориентировано на устаревшие методы управления и принятия решений. Другая часть полагает, что президенту хватает проблем с правительством, монетизацией и центральными областями России, и он не будет создавать себе дополнительные проблемы в лице сибирских губернаторов, которые, потеряв свой пост, тем не менее останутся в оппозиции со всеми своими существующими связями, в то числе и с финансовыми структурами.
В реальности же до сих пор картина была несколько иной. Переназначались практически все губернаторы, за исключением пары показательных отставок губернаторов тех регионов, где ситуация дошла до катастрофической. Причем, как правило, вопрос обычно был не в губернаторах, а в общих проблемах федерального финансирования, и отстраненные губернаторы оказывались на роли “стрелочников”.
Впрочем, Иркутская область – не совсем обычный регион, в отличие от какой-нибудь Камчатки или Чукотки. В нашей области сконцентрированы интересы многочисленных олигархов и естественных монополий, через север Иркутской области пройдет нефтяная труба в Находку, здесь расположены предприятия СУАЛа, ЮКОСа и других крупных корпораций. Поэтому вопрос о назначении нового иркутского губернатора далеко не так однозначен и задевает интересы самых разных кругов – финансовых, силовых, политических, региональных и околопрезидентских. Именно вокруг этого, в основном, и крутятся аналитики, пытаясь угадать, какие силы возьмут верх в борьбе за президентское кресло, кто из заинтересованных сторон сможет воздействовать на полпреда СФО и на администрацию президента.
Отдельный вопрос - о кандидатуре будущего губернатора.
Действующий губернатор Борис Говорин, устраивающий практически все влиятельные структуры в области, может не устраивать Кремль, который видит Иркутскую область в свете проблем северных территорий и вечно замерзающего Усть-Кута. По информации из представительства президента в Новосибирске, главный "рекомендатель" сибирских губернаторов Анатолий Квашнин не стремится рекомендовать именно действующего губернатора, хотя на самом деле эта рекомендация вообще является тайной за семью печатями и уже успела обрасти разнообразными слухами – в том числе и самыми нелепыми, в частности о многомиллионных взятках от сторонников того или иного кандидата.
Еще одним, достаточно неожиданным кандидатом, может стать действующий мэр Иркутска Владимир Якубовский. Еще до недавнего времени эта кандидатура практически не рассматривалась аналитиками в качестве реального претендента на пост губернатора, однако прошедшие недавно выборы главы иркутского отделения партии "Единая Россия", на которой был избран Владимир Якубовский, изменили эту точку зрения. В своем ежегодном послании Федеральному собранию президент прямо дал понять, что приоритет в назначении губернаторов будет дан именно руководителям региональных отделений партии власти.
Серьезным кандидатом на пост нового губернатора является представитель Братска Виталий Шуба. Он имеет мощное лобби в Государственной думе и в то же время пользуется значительным авторитетом в регионе. Кроме того, за Виталия Шубу наверняка выступят мощные финансово-промышленные группы, "продвигающие" региональный бизнес.
Еще одно имя называют иркутские политики и журналисты. Это председатель Законодательного собрания Виктор Круглов. Действительно, в условиях фактического противостояния между Борисом Говориным и Владимиром Якубовским Кремль способен в качестве соломонова решения остановить свой выбор на политически нейтральном лидере областных депутатов.
Высказывается и мнение, что Кремль может "заслать" на пост иркутского губернатора некоего "варяга", человека, совершенно чуждого региону и потому не включенного в сложные региональные отношения с бизнес-структурами. В качестве такого "варяга" называются самые различные имена, в том числе и главы МЧС Сергея Шойгу.
Существует, однако, весьма распространенное мнение, что назначение губернатора зависит не столько от каких-то политических раскладов, сколько от обстановки в администрации президента и от настроения самого президента. В этом случае процесс назначения губернатора может быть вообще превращен в лотерею.