Телеправославие – в каждый дом?
Вслед за каналами, позиционирующими себя как "развлекательный" (СТС), "Домашний" (бывший М-1), "патриотический" ("Звезда" на дециметровой частоте), на нашем телевидении вскоре может появиться православный канал. "Десятки миллионов православных верующих России имеют право на телевидение, достойное христиан", — заявляет Церковь устами протоиерея Михаила Дудко, секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Священноначалие РПЦ обеспокоено "безудержной пропагандой" насилия, вседозволенности, идеологии потребления и эгоизма на российском телевидении. Протоиерей говорит, что это "более чем очевидно и для весьма значительной, социально и нравственно ответственной части общества".
Церковный эфир для светского государства
Кто бы возражал против декларируемого "нравственно безупречного, эстетически обогащающего, интеллектуально содержательного, эмоционально развивающего" телевидения, утверждающего в семье и обществе духовные ценности! Криминал, пронизавший телеэфир, все эти "менты", "бригады" и "убойные отделы", доморощенные "терминаторы", пошлятина в виде "шуток юмора", мыльные, а лучше сказать, скользкие любовные сериалы и непристойные рекламные ролики претят не одним только ответственным православным.
Однако у авторов новой телевизионной идеи немало оппонентов, говорящих о нецелесообразности и даже "общественной опасности" появления православного телевещания.
Должна ли телепроповедь православия стать частью государственной политики — вот суть вопроса. Всё дело в том, что, как предполагают, для православного вещания будет выделен общефедеральный метровый канал. Оппоненты нового телепроекта вовсе не противники Русской Православной Церкви и религиозного телеканала как такового. Они лишь напоминают: мы живём в светской стране, где Церковь отделена от государства и где чада РПЦ, к коим относит себя подавляющее большинство россиян, перед телеэкраном равны с приверженцами иной веры и даже неверующими.
Горячим сторонником новой телевизионной идеи выступил министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, считающий, что появление православного канала "обогатит всю палитру телевещания". Его заявление вызвало бурную реакцию. "Желание любой конфессиональной группы иметь свои масс-медиа естественно и законно, — считает известный журналист Джаннат Маркус, с 1990 г. занимающийся религиозным вещанием на государственном “Радио России”. — РПЦ вправе выстраивать и выстраивает свои масс-медиа. Но Соколов озвучил замысел сделать это за счёт всех налогоплательщиков — как государственный проект. Что это значит? Каждый гражданин России, вне зависимости от своего мировоззрения, будет оплачивать лишь одну и очень пристрастную позицию в духовной сфере. Но государство через медиа обязано дать голос и всем религиям, и тем, кто против них выступает".
По словам зампреда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, он "только приветствовал бы появление в стране мусульманских или еврейских телеканалов". "Если не окажется другого выхода, мы могли бы даже разделять единое эфирное пространство (соразмерно присутствию той или иной религии в стране)", — предложил о. Чаплин.
Представители основных религиозных конфессий, опрошенные "Коммерсантом", в целом поддерживают идею создания религиозного телеканала — при условии, что эфир будет предоставлен и им. Но многие считают, что отдельный канал не нужен, что ценности религии должны пронизывать общее вещание. "На место декриминализированного вещания пусть придёт ТВ для людей, желающих здоровья и процветания себе, своим детям, — говорит Д. Маркус. —
И пусть органичной частью здорового телевещания будут неназойливо и профессионально поданные религиозные сюжеты".
Один из комментаторов "Газеты.ru" предлагает рассмотреть новую инициативу в другой плоскости: "Нам, несомненно, необходимо кабельное телевидение. Не в масштабах одного городского района, а доступное той части населения, которая способна вносить абонентскую плату". По мнению комментатора, это "отмело бы все вопросы по поводу содержания программ: кто хочет, пусть смотрит протодьякона, кто хочет — подполковника бывшего политуправления. И за такие предпочтения пусть платит сам, а не заставляет платить нас".
У нас и у них
Во всём мире за пределами России так и делается: религиозное вещание разных конфессий — христианских, исламских, других — организовано на десятках спутниковых и кабельных телеканалов и включает в себя и проповеди, и богословские, и информационные, и образовательные, и художественные и многие другие программы для взрослых и детей. Как сказал о. Всеволод Чаплин, у нас тоже накоплен "такой объём программного продукта, которого бы хватило на солиднейший кабельный или спутниковый телеканал, а может быть, и на метровую частоту". Можно вспомнить выходящие сейчас на разных каналах "Слово пастыря", "Православную энциклопедию", "Библейские сюжеты", множество других доброкачественных программ и фильмов — зёрна христианской, православной духовности на российской телевизионной ниве.
Рекламная пауза
Лицензия на вещание на федеральном канале стоит, по сведениям "Коммерсанта", около 1 млн долларов. По оценке председателя совета директоров телекомпании "Московия-Третий канал" Владимира Желонкина, владельцам православного телеканала придётся ежегодно тратить на него до 100 млн долларов. Сомнительно, что у РПЦ есть такие деньги. Всеволод Чаплин говорит о предпринимателях, готовых помочь становлению православного телеканала, но допускает его существование на средства, получаемые от продажи рекламного времени. "Я не вижу в рекламе ничего противоестественного, — говорит протоиерей, — просто не нужно рекламировать то, что разрушает личность человека: проституцию, порнографию, неумеренные развлечения, азартные игры". Желание затеплить в "ящике" свечу православной духовности не исключает, таким образом, практического использования его в качестве "свечного ящика", как называют торговый киоск в храме.
Идея православного вещания в России уже реализуется: выходят в эфир передачи телевидения, принадлежащего Екатеринбургской епархии, на очереди Ярославская, Липецкая области. Впрочем, это вовсе не означает, что общероссийскому телевизионному проекту РПЦ будет симпатизировать всё православное сообщество, не говоря уже о нерелигиозных гражданах или представителях других конфессий. Как отмечает "Портал-Credo.ru", в мировоззрении инициаторов проекта и многих тележурналистов традиционная российская вера — это набор символов и обрядов, которые и станут объектами "пиара". Ведущий программы "Русский взгляд" на "Третьем канале", "академик" российского телевидения Иван Демидов убеждён: "Нужно делать светский патриотический православный телеканал", однако опасается, что "могут налететь кремлёвские пиарщики, которым власть скажет: “Так, раньше вы раскручивали Гусинского, а теперь давайте-ка Патриарха раскрутим”. “Ну, Патриарха — так Патриарха”, — ответят те и с воодушевлением примутся за дело".
Опасаются казённого, верноподданнического телеправославия, которое вместо утверждения высоких идеалов будет эксплуатировать идеологические клише типа "единства народа", "духовного здоровья нации", "защиты отечества". Некоторые прямо говорят о возможной "промывке мозгов". "Портал-Credo.ru" обращает внимание на потенциальное политическое влияние общефедерального православного канала на общество, что особенно актуально в предвыборный период до президентской кампании 2008 г.
Цветы и ядохимикаты
В день написания этих заметок довелось посмотреть "Русский взгляд" на "Третьем канале". Глава государства в окружении духовенства в Костроме. Скромное обаяние президента. Архимандрит о высоком госте: "Светлый человек. Теперь я спокоен и за монастырь, и за Россию…" Рассказ о Фёдоровской иконе Божией Матери, празднование которой установлено в память о призвании на царство Михаила Романова. Президент прикладывается к драгоценному образу…
Душераздирающий сюжет из Екатеринбурга (как сообщило НТВ, потрясённый Патриарх Алексий II назвал произошедшее подрывом православных основ общества): милиционеров вызвали к школе — "держать и не пущать" известного московского православного лектора Александра Дворкина, желавшего разъяснить вредоносность "тоталитарных сект"…
Интервью с министром культуры Соколовым. Иван Демидов пытливо вглядывается в лицо собеседника: "Александр Николаевич, вы православный человек?" "Да", — лаконичен чиновник, показывая, что многословие тут неуместно. "А какова ваша позиция: “пусть цветут сто цветов” или должны быть тяпка для прополки и ядохимикаты?" — всё допытывается Демидов. Министр категорически против ядохимикатов. "Должны быть нравственно авторитетные люди, достойно представляющие русскую культуру…" Прообраз грядущего православного канала?