Двадцать лет сплошного ада
Каких только почетных званий нет в современной России! И "Заслуженный мелиоратор", и "Почетный железнодорожник", и "Лучшая бригада грузчиков"... Толку, правда, от них мало - все равно никаких льгот почетное звание теперь не дает.
Однако приятно, знаете ли. И все же не мешало бы ввести еще одно почетное звание - "Ветеран войны нервов". Уверен, что в нашей стране на это звание претендентов будет весьма много.
Иркутянка Анна Яковлевна Ткачук - бывшая работница ПГО Сосновгеология, а ныне пенсионерка - на это звание претендовать может с полным правом. Вот уже 20 лет (!) ведет она эту пресловутую войну нервов за право жить в человеческих условиях. Ее противник - РЭУ "Центральное" - похоже, одержим идеей проведения своего рода эксперимента: как долго сможет пожилой человек прожить в квартире без горячей воды, с единственной электророзеткой, с осыпавшимися от грибка стенами и едва теплыми батареями? Пока эксперимент ясных результатов не дал: Анна Яковлевна сдаваться не собирается и не намерена мириться с бездействием тех, в чьи прямые обязанности входит содержание жилого фонда в приличном состоянии.
Дом N 73 по улице Гоголя, в котором расположена злополучная квартира Анны Яковлевны, был сдан в эксплуатацию в 1984 году. Жилье здесь получили сотрудники ПГО Сосновгеология. Не идеализируем социалистическую эпоху. Тогда, чтобы сдать жилье поскорее, к очередной красной дате или дню календаря, "срубить" премию за экономию материалов (помните брежневское "экономика должна быть экономной"?), строители за качеством особо не гнались, а дома комиссиями принимались с кучей недоделок. Недоделки, между прочим, недоделкам рознь. Линолеум настелить или обои наклеить новоселы и сами в состоянии, если руки, конечно, откуда надо растут. А вот с неправильной прокладкой системы отопления или канализации получаются, по сути, мины замедленного действия, которые рано или поздно рванут.
В квартире Ткачук "рвануло" еще в 1987 году. Сначала прорвало батарею у соседей сверху, и квартиру Анны Яковлевны затопило. Наводнение, кстати, выявило еще одну недоделку - стеки потолочных бетонных плит не были зацементированы, и вода сквозь кое-как замазанные щели свободно полилась в квартиру. К тому же замкнуло электропроводку, скрытую в стенах и потолочных перекрытиях. Еще через некоторое время в квартире лопнула труба отопления, и горячая вода затопила кухню и одну из комнат. Анна Яковлевна тогда жила в квартире вдвоем с дочерью-школьницей, сын уже год как служил в армии. Все обращения одинокой матери в тогдашнее ДЭУ-21 Свердловского района (ныне РЭУ "Центральное") с просьбой устранить течь вызывали лишь легкое раздражение коммунальников: "Ходят тут всякие, будто без них нам дела нет"...
Повлиять на ситуацию попытался тогда сын Анны Яковлевны, написавший письмо в газету "Советская молодежь": "Здравствуйте, уважаемая редакция! Пишет вам солдат срочной службы Александр Ткачук... Моя мама, оставшаяся одна с малолетней дочкой, уже год не знает покоя. Через день да каждый день ходит она в ДЭУ-21 и не может добиться, чтобы отремонтировали трубы центрального отопления. Вода течет и в кухне, и в комнате. Вдобавок их уже топило, когда лопнула труба этажом выше. Сейчас снова угроза, что может прорвать трубу, вот и ложатся спать они с тревогой и с каждой каплей из неисправных труб просыпаются".
Тогда, в конце 80-х, на подобные письма газеты реагировали оперативно, и ответом на письмо солдата стало журналистское расследование корреспондента "Молодежки" Николая Куличинина. Позволю себе процитировать лишь один небольшой абзац из материала моего коллеги: "Ничего нет ужасного в состоянии квартиры... но только на первый взгляд. Поражает обилие баночек, кастрюлек, расставленных под трубами водопровода и батареями, в баночки и кастрюльки с мелодичным звоном падают капли воды из этих труб и батарей. В санузле труба покрылась рябью капель - конденсат, сырость, грибок, в ванной - совершенно ледяной полотенцесушитель" (газета "Советская молодежь" от 16 октября 1987 года, Н.Кулиничин, "Забота").
Спустя 17 с половиной лет (!) после того, как корреспондент Николай Куличинин побывал в злосчастной квартире, посетил ее и я. Что можно сказать? Действительно, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД ничего ужасного. Но это только потому, что хозяйка, несмотря на преклонный возраст, поистине нечеловеческими усилиями старается поддержать относительный уют и элементарный порядок. Когда же видишь отсыревшие кирпичные стены, которые насквозь проел грибок, когда хозяйка достает из встроенного шкафа одежду и обувь, покрытые, словно инеем, слоем плесени, а ноздри щекочет аромат гнили, волной бьющий из этого самого шкафа, когда любуешься живописными щелями в потолке и каплями конденсата на трубах, когда уже через пять минут жалеешь, что пренебрег советом хозяйки, снял теплые ботинки и попросил тапочки, то в памяти всплывает знаменитое "Так жить нельзя!".
Про баночки-кастрюльки под трубами и батареями распространяться не буду - все точно так же, как написал Николай Куличинин еще в 1987-м. Добавлю только, что горячая вода в квартире отключена, а по всем комнатам тянутся провода от одной-единственной исправной розетки. А еще Анна Яковлевна рассказала, что недавно в результате неисправностей в канализации все содержимое стояка (над ее квартирой - еще пять этажей) оказалось в ее санузле и прихожей...
Надеюсь, страшилок достаточно? А теперь поставьте себя, уважаемый читатель, на место хозяйки. Представьте, что в вашей квартире происходит хотя бы половина такого рода аварий. Что вы будете делать? Правильно, попытаетесь добиться соблюдения своих прав. А когда ваши неоднократные обращения в коммунальную службу игнорируются? Анна Яковлевна пошла на принцип: в 1998 году (через 14 лет после начала "жэковского эксперимента"!) официально уведомила РЭУ "Центральное" о том, что отказывается вносить квартирную плату. Нет услуги - нет оплаты! Зачем кормить нахлебников и дармоедов, рассудила Анна Яковлевна. Ведь еще с того далекого 1984 года просила она сделать ей перерасчет квартплаты. И что вы думаете: уменьшили ей квартплату на сумму неоказанных услуг? Правильно думаете...
Еще в той, первой публикации в "Молодежке" 1987 года приводились слова тогдашней начальницы ДЭУ-21 Татьяны Макаровой: "Ткачук? Ее у нас знают, известная скандалистка! С ней лучше не связываться". Судя по всему, невзирая на переименования, несмотря на любые "коммунальные реформы", руководства всех этих ДЭУ-РЭУ продолжают жить по тому же принципу: если тебе не нравится, что твое жилье заливает, извините, дерьмо, то ты скандалист и с тобой лучше не связываться. Вот сидел бы спокойно, по колено в этом... в том самом, исправно платил бы сколько скажут - тогда, глядишь, лет через несколько и сантехника бы прислали, из высшей милости.
Тем не менее, оказывается, способны в РЭУ "Центральном" действовать оперативно и споро. Когда об их кармане речь заходит. После письменного отказа Анны Яковлевны оплачивать несуществующие коммунальные услуги юристы РЭУ направили в Свердловский суд исковое заявление о взыскании с Ткачук А.Я. задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги. 17 декабря 2003 года мировой судья судебного участка N 14 Свердловского административного округа Т.И.Орешкина выносит заочное (!) решение о взыскании с Анны Яковлевны в пользу РЭУ "смешной" для пенсионерки суммы - каких-то 23 954 рублей. Ну еще и судебные издержки - 828 рублей 65 копеек. Для Анны Яковлевны решение суда явилось полной неожиданностью, ибо никаких повесток она не получала, а если бы получила - непременно бы в заседание явилась: документов и материалов за эти годы у нее набралась объемистая папка, и ей было бы что сказать суду. Когда она попыталась выяснить у судьи Орешкиной, какие такие "расписки", удостоверяющие, что ей приносили повестки, имеются в деле, то оказалось, что "расписки" эти неким таинственным образом "потерялись".
Примерно такая же история случилась, когда Анна Яковлевна обратилась в РЭУ с просьбой дать ей подробную расшифровку задолженности по квартплате. Ну захотелось ей узнать, за какие КОНКРЕТНЫЕ услуги, якобы оказанные ей РСУ, хотят с нее содрать почти 24 тысячи. Но сведения эти, похоже, составляют военную тайну, которую и под пыткой коммунальники никому не выдадут. Так эти славные последователи Мальчиша-Кибальчиша и не сказали ей, откуда же взялась эта сумма, как она исчислялась и определялась.
Между тем Анна Яковлевна на собственные пенсионерские средства (достаточно скромные, как вы можете догадаться) пригласила экспертов из ЗАО "Эксперт-оценка", которые 15 апреля 2004 года выдали ей заключение, что бездействием коммунальников квартире нанесен общий ущерб в 41 940 рублей, износ же жилья составляет 30 процентов. Для сравнения: деревянные дома с печками, постройки конца XIX века, имеют в среднем износ 60 процентов. В сентябре 2004 года провели более узкопрофильную экспертизу - по состоянию сетей отопления, водопровода и канализации. Вот что написано в заключении: "Все нарушения СНиП и требований к эксплуатационно-техническому состоянию оборудования и приборов водопроводной и канализационной системы и системы отопления, эксплуатирующихся более 20 лет, являются следствием неисполнения своих служебных и профессиональных обязанностей службы эксплуатации данного жилого дома со дня его ввода в эксплуатацию и по настоящее время". Это мнение независимых экспертов.
Администрация РЭУ все же не бездействует. Готовит документы в суд о выселении "злостной неплательщицы гражданки Ткачук А.Я.". Не расшифрованная до сих пор сумма "долга", как видим, около 24 тысяч, а ущерб, нанесенный ей РЭУ, - почти 42 тысячи. Кто кому должен-то? И кого откуда гнать надо - Анну Яковлевну из квартиры, в которой она мучается уже 20 лет, или руководство РЭУ "Центральное" за полное несоответствие занимаемым должностям?
Пока что напомним статью 238 Уголовного кодекса РФ, которая называется: "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Думаю, хорошему юристу не составит труда доказать, что деятельность (и бездеятельность) коммунальников в отношении Анны Яковлевны имеет к этой статье прямое отношение.