Дворянский голос советских мартышек. К юбилею Зинаиды Нарышкиной
Кто бы из русских дворян знатного рода Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра I Наталья Кирилловна, мог подумать, что их прямая потомица будет зарабатывать на жизнь озвучиванием ворон, сов, мартышек и прочих птичек и животных в стране победившего социализма…
17 октября исполняется 110 лет со дня рождения легендарной актрисы эстрады, театра и кино, оттенки голоса которой знали все советские дети, Зинаиды Нарышкиной.
Зинаида Михайловна Нарышкина родилась 17 октября 1911 года и по понятным причинам всю жизнь скрывала своё знатное происхождение. В 1933 году она окончила Учебно-театральный комбинат в Москве (сейчас Российский институт театрального искусства – ГИТИС) и была принята в труппу Театра рабочей молодёжи (сейчас Ленком Марка Захарова), где в скором времени стала ведущей актрисой.
Яркая карьера прервалась в 1938 году с арестом мужа за контрреволюционную деятельность (увлечение международным языком эсперанто) и высылкой в Ташкент, где Зинаида Нарышкина восемь лет прослужила в Театре Красной Армии Среднеазиатского военного округа. Лишь в 1946 году актриса вернулась в Москву и была принята в штат Мосэстрады. Её супруг – актёр и эсперантист Николай Рытьков – после освобождения в 1956 году играл в Театре имени Ленинского комсомола, а в середине 1960‑х не вернулся из командировки в Вену. Зинаида Нарышкина осталась в СССР в статусе жены «невозвращенца», который к тому же вскоре стал диктором вражеской радиокомпании «Би‑би‑си».
На театральную сцену актриса так и не вернулась. В кино она тоже снималась мало и в основном в эпизодических ролях. Зрители могут помнить её по образам Бумажной души в «Снежной сказке», кассирши в цирке в «Приключениях жёлтого чемоданчика» и кассирши в гастрономе в «Это мы не проходили…», посетительницы лекции «Шапокляк» в «Карантине», старухи-приживалки в «Гулящих людях», старушки у подъезда в «Альфонсе».
В 1969 году 57-летняя актриса неподражаемо озвучила ворону в мультфильме «Дед Мороз и лето» и осталась в «Союзмультфильме» до конца своих дней, что стало большой удачей для советской мультипликации.
Всего Нарышкина озвучила более ста персонажей мультфильмов, среди которых Торопыжка в «Незнайке», Мартышка в «Фантике», Обезьянка в «Птичке Тари», Сова в «Винни Пухе», Фрекен Снорк в «Муми‑Тролле», Галчонок в «Простоквашино», Сорока в «Так сойдёт», Обезьянка в «Маме для мамонтёнка», Сорока в «Бюро находок», Ворона в «Возвращении блудного попугая», Обезьянка в «По дороге с облаками» и «Подарке для слона» и многие, многие другие.
Благодаря неповторимому голосу и мастерству актрисы многие фразы её героинь стали крылатыми: «Что раскуковался? Домой пора, а ты всё кукуешь», «Это неподражаемо!», «Крокодил сказал доброе слово», «Ой‑ой, ну и мастер!», «Это цирк, граждане, я не могу!», «Лежачего не бьют, дай‑ка сюда пирог», «Джинсы‑то загубил, дырка! Теперь всё, привет!», «Ты откуда взялся, такой лохматый?», «Хочется – перехочется», «Прэлестно»…
Внесла свой вклад Зинаида Нарышкина и в успех культового радиосериала «КОАПП – Комитет Охраны Авторских Прав Природы», который впоследствии был издан в грамзаписи и в котором она озвучила Сову и Мартышку. Мартышки вообще стали основными персонажами в карьере этой прекрасной актрисы. Соревноваться с ними по числу упоминаний в её фильмографии могут разве что сороки и вороны.
Скончалась Зинаида Нарышкина 5 сентября 1993 года на 82 году жизни в окружении любимых собак и кошек. Ни «Союзмультфильм», ни Радиокомитет, ни Союз кинематографистов, ни другие организации не сочли возможным участие в похоронах внештатной актрисы. Спустя месяц невостребованное тело звезды советской мультипликации было кремировано за счёт государства, а прах был развеян.
Фото: kinorium.соm, kino-teatr.ru, karusel-tv.ru