Демонстрантам грозит расстрел
Правозащитники обнародовали текст внутреннего приказа МВД о действиях милиции при «чрезвычайных обстоятельствах». Согласно документу, милиционеры получили право расстреливать мирные демонстрации. В МВД говорят, что в документе нет «ничего криминального», однако признают, что читали его невнимательно.
В понедельник российские правозащитники сообщили, что в их руки попал документ МВД, согласно которому к митингующим российским гражданам можно применять силовые методы – вплоть до расстрела. Как сообщила председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, приложение № 1 к приказу МВД России от 10 сентября 2002 года № 870 «Наставление по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» было обнаружено совершенно случайно. Дело в том, что на документе стоит гриф «Для служебного пользования», поэтому, по нынешним правилам госведомств, в открытом доступе его не было. «Тем не менее мы – представители правозащитных организаций, занимающиеся Чечней, подозревали, что существует какое-то документальное указание по поводу, например, фильтрационных лагерей. Правда, были уверены, что касается эта бумага только действий милиции в Чечне и Ингушении, – рассказала Алексеева. – Но оказалось, что и документ есть, и касается он всех российских регионов».
Впервые о бумаге, подписанной еще бывшим главой МВД Борисом Грызловым, сообщили пострадавшие из Благовещенска – когда они знакомились с материалами своих уголовных дел, они увидели приказ в приложении. И вскоре правозащитники получили его текст. «Документ, конечно, чудовищный, он нарушает конституционные права граждан», – заявила «Газете.Ru» Алексеева.
По ее словам, из приказа вытекает, что действия милиции против людей, которые выражают свой протест, должны быть такими же, как если бы где-то обнаружили банду. А в Благовещенске прошла репетиция по испробованию документа на деле.
В частности, в приказе говорится, что могут делать милиционеры при чрезвычайных обстоятельствах. Последнее понятие расшифровывается как «события, происшедшие в социальной… среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения и хищения».
В «специальные меры» входят применение силы, специальных средств и оружия.
В пункте 36 документа говорится о ликвидации бандитов после задержания в месте сбора. Пункт 24 приказа предусматривает создание при чрезвычайных обстоятельствах группы обеспечения фильтрационного пункта. А пункты 33, 34, 36 и 40 – создание фильтрационных пунктов при проведении спецопераций.
Так как в законодательстве, регулирующем деятельность милиции, понятия «чрезвычайные обстоятельства» просто не существует, то признать таковыми можно любой пикет или митинг, пояснили правозащитники. «В Благовещенске решили, что наступили чрезвычайные обстоятельства – и избили тысячу человек. Кстати, как мы узнали, подвал бывшего вытрезвителя, куда сгоняли людей, и стал фильтрационным пунктом. Протесты против монетизации, кстати, тоже можно было так расценить. Да мало ли что может милицейский ум за это принять», – сказала Людмила Алексеева. «Сопротивление», по ее словам, в документе также не расшифровывается – поэтому, говорит Алексеева, любых демонстрантов, заявивших милиционеру «не хватайте меня», можно «окружать и бить на поражение».
«Теперь становится понятно, что то, что происходило в Бежецке и Благовещенске, – это не просто самоуправство местных властей, а действия милиции согласно приказу МВД, – заявила Людмила Алексеева. – Именно поэтому наши требования отправить в отставку Диваева не вызвали реакции – он же просто выполнял приказ. И если мы будем молчать, то в стране начнутся массовые репрессии».
В МВД, в свою очередь, утверждают, что этот приказ совсем не так страшен, как представляют его правозащитники – и не зря же документ был зарегистрирован в Минюсте.
Как сообщили «Газете.Ru» в МВД России, «ничего криминального» в этом документе нет».
В министерстве говорят, что оружие не применяется сотрудниками милиции в отношении людей во время массовых мероприятий, что прописано в законе «О милиции». В ст. 15 закона оговариваются условия применения огнестрельного оружия: «Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица».
Милиционеры добавили, что согласно тому же закону даже в случае возникновения массовых беспорядков против участников этих беспорядков огнестрельное оружие не применяется. Вместо него используются спецсредства: согласно ст. 14 закона «О милиции», против нарушителей порядка в случае массовых беспорядков можно применять резиновые дубинки и слезоточивый газ.
В то же время присутствовавший на пресс-конференции глава пресс-службы МВД Валерий Грибакин так и не смог разъяснить, что такое «чрезвычайные обстоятельства». А о фильтрационных пунктах, по его словам, в документе вообще ничего не сказано, хотя это не так. «Значит, я плохо его прочитал», – признал представитель МВД в ответ на возражения правозащитников.
Как заявил сопредседатель Всероссийского Гражданского конгресса Георгий Сатаров, они не собираются оставлять документ без внимания и хотят привлечь к проблеме общественное мнение.
Правозащитники уже обратились в Генпрокуратуру с требованием о возбуждении уголовного дела по факту издания неконституционного приказа и о его отмене.
Заявление было отправлено в пятницу, а в понедельник поступило на рассмотрение. «По закону, решение по нему должно быть принято через три дня – хотя рассмотрение может быть продлено сначала до 10, а затем до 30 дней», – говорят правозащитники. Если прокуратура откажется возбуждать уголовное дело, они намерены обращаться в суд – причем обещают дойти до Страсбурга и международного трибунала. Пока же идет сбор подписей против приказа среди общественных и политических деятелей. А 8 июня по этому поводу состоится собрание членов наблюдательного совета Всероссийского Гражданского конгресса, куда обещают пригласить представителей Минюста и МВД – для разъяснений.